Вахал, Йозеф это:

Вахал, Йозеф
(Váchal, Jozef)
(23.09. 1884, Милавеч, Австро-Венгрия - 10.05.1969, Студеняны, Чехословакия)
   чешский живописец, график, писатель. Из семьи учителя. Искусству живописи учился в частных школах Праги. Был членом символистской группы “Сурсум” (“Sursum”, “Воспрянем”, 1911), один из создателей художественного ревю “Вераикон” (“Veraíkon”, “Правдивое изображение”, 1912).
   В. не стремился к стилевому единству, в его творчестве совмещаются приемы и формы, заимствованные из разных поэтик. Он сочетает символическую образность с изящной сецессионной линией, технику импрессионизма с орфистски-музыкальным ритмом, воплощенным в извилинах и изломах абстрактных линий и многоцветности плоскостей, безыскусность примитивизма со стилизацией народного орнамента и т.д. С экспрессионизмом его роднят поиски устойчивых духовных констант. В процессе этих поисков он часто выходит за пределы эмпирической реальности, в мир иррациональный, мистический. Для В. характерны экспрессивная контрастность смысловых акцентов, ирония, мистификация, гротеск и даже карикатурность в передаче собственных состояний, во многом исповедальная, иронически-провокативная интерпретация религии и эротики. Его произведения полны страха, тоски, тревоги, он обращается к мотивам сна, подсознания, мистических видений, смерти. Таковы картины “Келья жизни и мистики” (“Kobka zivota a mystiky”, 1907-1908), “Страх” (“Úzkost”), гравюры “Прародители” (“Prarodice”, 1908), “Черная месса” (“Cerná mse”, 1909), “Магия” (“Magie”, 1909), “Клоака улицы” (“Kloaka uliсе”, 1911), резьба по дереву “Алтарь мистиков” (“Oltáf mystikû”, 1916). Один из излюбленных приемов В. - “раздвоение” и “удвоение” образа как воплощение мысли об относительности и вариативности человеческого познания, “аутентичности” не только яви, но и того бытия, куда человек попадает в состоянии гипноза или сомнамбулизма, опьянения или сумасшествия. В этом сказалось и влияние Э.Мунка*, немецких экспрессионистов, Достоевского (“Лунатик”, “Namësiônik”, 1909-1911; “Курильщик опиума”, “Kufák opia”, 1910; “Сон мертвого”, “Sen mrtvého”, 1918; “Францисканская легенда”, “Legenda frantiSkánská”, 1921 и др.). Представление о взаимопроницаемости живой и неживой материи особенно выразительно подано в гравюрах к книге “Угасание человека” (“Odchod ôlovëka”, 1914). В. нередко обращается к уже известным мотивам, по-своему используя и переосмысляя их, превращая в своеобразные образы-перевертыши (например, в цикле “Фронт”, “Fronta”, 1919, пародийный автопортрет явно соотносится с картиной Мунка “Крик”).
   Акцент на цветовых слагаемых, упрощение и деформация линий и форм ради большей выразительности в передаче человеческих эмоций, силы и динамики состояний приводят В. к прямому соединению цвета, способного внушить определенное образное представление, с накалом чувств (“Мир индивидуума”, “Svët jednotlevcûv”, 1916). Изобразительное начало в творчестве художника неотделимо от его спиритуалистской фантазии, поддерживаемой увлеченностью оккультизмом и теософской литературой. Со временем он переходит на позиции абстрактного, затем сюрреалистического творчества (“В память о Марии Вахаловой”, “In memoriam Marie Váchalové”, 1923). “Мой мир, - писал В., - это мир иллюзорной реальности, наполненный фантастическими образами, переплетенными с мифологической и библейской аллегорией”. В. принадлежит заслуга в совершенствовании техники цветной гравюры, искусства иллюстрации (рисунки к книгам “Астральные сказки”, “Astrální pohádky”, 1907; “Видение семи дней и планет”, “Vídení sedmera dnû a planet”, 1910; “Из ритуалов толедских еретиков”, “Z ritualû toledskych haeretikû”, 1911; “Сочельник в час ужаса”, “Vigilie о hodinë hrûzy”, 1910-1914). В собственноручно изготовленных книгах-исповедях “Символика, или Словарик красок и линий в мыслях спиритуалиста” (“Symbolica aneb Slovniôek barev a linií v myslenkách spritualisty”, 1919-1920) и “Кровавый роман” (“Krvavy román”, 1924) В. предстает не только в роли писателя и талантливого иллюстратора, но и высокого класса наборщика и переплетчика.
   Соч.: Váchal J. Vybor z díla 1906-1954. Praha, 1966; Кровавый роман. M., 2005.
   Лит.: Marten M. Primitiv// Moderní revuelo, 1910; PeSinaJ. Ceská moderní grafíka. Praha, 1940; Mrázová-Schustezová M. Josef Váchal a kniha. Praha, 1968; Baleka J. Pekelník Josef Váchal // Texty 2, 1970; Pomajzlová A. Rozdvojení a cesty mezi dvéma svéty: expresionismus Josefa Váchala // Expresionismus a6eské uméní. 1905-1917. Praha, 1994.
   Р. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Вахал, Йозеф" в других словарях:

  • Váchal, Jozef —    см. Вахал, Йозеф …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

Книги

  • Кровавый роман, Йозеф Вахал. Созданный прямо в типографском наборе без рукописи Кровавый роман - литературный памятник, которому нет аналогов. Его можно воспринимать как образчик автоматического письма, которое… Подробнее  Купить за 109 грн (только Украина)
  • Кровавый роман, Йозеф Вахал. Созданный прямо в типографском наборе без рукописи "Кровавый роман" - литературный памятник, которому нет аналогов. Его можно воспринимать как образчик автоматического письма, которое… Подробнее  Купить за 86 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»