Вине, Роберт это:

Вине, Роберт
(Wiene, Robert)
(предположительно весна 1873, Бреслау - 17.07.1938, Париж, Франция)
   Немецкий актер и режиссер, чех по происхождению. Сын придворного актера из Саксонии. После учебы в гимназиях в Штуттгарте и Дрездене изучал юриспруденцию в университетах Берлина и Вены, защитил диссертацию по философии. В 1908 (как и его младший брат Конрад, ставший театральным актером и кинорежиссером) неожиданно выбирает сценическую карьеру, сначала в Вене (в качестве руководителя маленькой актерской труппы) и Дрездене, затем в Берлине, в “Лессинг-театре”, где вскоре становится литературным обработчиком пьес и постановщиком.
   В кино В. приходит в 1912. Пишет сценарии для Х.Портен, Э.Яннингса и других актеров, входивших в моду, и некоторые из этих сценариев сам реализует. По одним источникам, В. дебютировал как режиссер фильмом “Оружие юности” (“Der Waffen der Jugend”), по другим - эту картину по его сценарию поставил в 1912 Ф.Мюллер. В этом случае режиссерским дебютом В. стала комедия “Он направо, она налево” (“Er rechts, sie links”, 1914) с Х.Портен в главной роли. В. пишет сценарии и ставит коммерческие фильмы в разных жанрах - от тривиальной комедии “Консервированная невеста” (“Die Konservenbraut”, 1915) до мрачноватого “Страха” (“Furcht”, 1917) с начинающим К.Фейдтом* в главной роли. Последний фильм в большей степени отвечал жанрово-тематическим предпочтениям В., в то время связанным с фантастикой, сферой трансцендентного, изображением гипнотической силы преступника. Как сценарист и художественный руководитель он принимал участие в постановке фильма Ф.В.Мурнау* “Сатана” (“Satanas”, 1919).
   Мировой славой В. обязан случаю: к нему перешел предназначавшийся для Ф.Ланга* сценарий фильма “Кабинет доктора Калигари”, ставшего программным произведением киноэкспрессионизма. Фильм рассказывает о безумце-докторе, который наводит ужас на жителей маленького городка, управляя сомнамбулой-убийцей. Мистико-фантастические мотивы уже до этого использовались в немецких фильмах - в “Пражском студенте” (“Der Student von Prag”, 1913) С.Рийе, в “Големе” (“Golem”, 1914) П.Вегенера* и Х.Галеена, в “Гомункулусе” О.Рипперта (“Homunculus”, 1916). Но именно фильму “Кабинет доктора Калигари” (“Das Cabinet des Dr. Caligari”, 1919) суждено было открыть новую эпоху в немецком кинематографе. Режиссерское чутье позволило В. уловить актуальность того, что было заложено в сценарии и что было предложено художниками-оформителями. Погружая зрителя в бредовый экранный мир, фильм аккумулировал страх и отчаяние, царившие в послевоенной Германии. Его успех определили в первую очередь сама фантастическая история, сочиненная К.Майером и Х.Яновицем в духе немецких романтиков, игра К.Фейдта и В.Крауса*, подчиненная общей стилевой задаче (примечательно, что внешний облик Калигари был подсказан создателям фильма фотографией А.Шопенгауэра) и, конечно, изобразительное решение фильма, выполненное художниками “Штурма”* - Х.Вармом, В.Рёригом и В.Райманом. Целиком нарисованные декорации - будь то улица маленького городка или интерьеры сумасшедшего дома - с искаженной перспективой, заостренными углами, заваливающимися стенами с большими черными тенями и яркими пятнами света при отсутствии его источника, - представляли внешний мир плодом безумной фантазии. Хотя В. и настоял на принципиальном изменении сценария, добавив к страшной истории повествовательную рамку, призванную вернуть зрителя в успокаивающую реальность (все рассказанное оказывается всего лишь вымыслом пациента дома умалишенных), фильм оказал воздействие на общественное сознание, закрепляя в обывателе, вопреки режиссерскому стремлению, страх перед авторитарной силой.
   Этому фильму В. была суждена долгая и счастливая жизнь. В 1962 на экранах США появился римейк классической ленты (“Cabinet of Caligari”, режиссер Р.Кей). Сам же фильм-прототип в середине 1980-х был реставрирован (в частности, отдельным сценам был возвращен цветной вираж) и показан в разных странах мира в сопровождении больших симфонических оркестров. Его образы были растиражированы комиксами и аудио-инсценировками на компакт-дисках. Сценическая жизнь “Кабинета доктора Калигари”, начавшаяся еще в 1920-е во Франции и США, была возобновлена в 1980-1990-е на сценах Германии, США и других стран и по-прежнему продолжается (премьеры в Гамбурге и Нью-Йорке, 2001).
   Стремясь повторить успех “Калигари”, В. ставит следом фантастическую ленту “Генуине” (“Genuine”, 1920), по сценарию К.Майера с популярной кинодивой тех лет Ф.Андра и Х.Х. фон Твардовски (одним из исполнителей в “Калигари”). Экспрессионистская орнаменталистика декораций художника Ц.Кляйна вполне соответствовала экзотической истории о кровожадной жрице любви, уничтожающей всех мужчин, которые оказываются на ее пути. Фильм наследовал от “Калигари” не только сказочно-фантастический характер, стилистику оформления и актерской игры, но и ряд кинообразов (к примеру, звездную лестницу, по которой в “Калигари” уходила от преследователей сомнамбула), однако уже не имел такого успеха.
   Написав сценарий по пьесе Л.Толстого “Власть тьмы”, который его брат, К.Вине, поставил с мхатовскими актерами (“Die Macht der Finsternis”, 1923), сам В. в том же году нашел благодарный для экспрессионистской трактовки материал в романе Достоевского “Преступление и наказание”. В фильме “Раскольников” (“Raskolnikow”, 1923) он переносит героя (его сыграл мхатовский актер Г. Хмара) в мир стилизованных, алогичных, угловато торчащих архитектурных форм, напоминающих бюргерский городок в “Калигари”. С помощью декораций русского художника А.Андреева, специфического освещения и зримых метафор (вроде громадной паутины, затянувшей угол стены, в сцене разговора со следователем) В. добивается максимального приближения к миру Достоевского, представленному как бред безумца.
   Определенный интерес также вызвал в свое время его монументальный фильм “I.N.R.I.” (“Иисус Назаретянин, Царь Иудейский”, 1923) с участием Г.Хмары, А.Нильсен, Х.Портен и В.Крауса - история об осужденном на казнь террористе, перед глазами которого оживают Страсти Христовы.
   Взвинченно-психологическая, использующая фрейдистский мотив, лента “Руки Орлака” (“Orlacs Hände”, 1924) с К.Фейдтом в главной роли - последнее экспрессионистское кинопроизведение В. “Если для первого были существенны изломы декораций, то для последнего - изломы психики” (Э.Арнольди). Критик и теоретик кино Б.Балаж утверждал, что “"Руки Орлака" - лучший фильм последних лет”. О его успехе свидетельствует поставленный в Голливуде немецким кинооператором К.Фройндом, снявшим многие значительные фильмы эпохи экспрессионизма, римейк “Безумная любовь” (“Mad love”, 1935).
   Заметным в репертуаре 1920-х стал снятый В. в Австрии фильм “Кавалер роз” (“Der Rosenkavalier”, 1925, по X. фон Гофмансталю), главным образом благодаря оформлению А.Роллера, автора декораций к одноименному оперному спектаклю, а также консультациям автора оперы Р.Штрауса (он же дирижировал оркестром на премьере фильма в Дрезденской Опере). После этого В. вернулся к легким коммерческим лентам, с которых начинал. В их числе фильм “Другой” (“Der Andere”, 1930) - звуковой римейк мелодраматической картины 1913 по пьесе П.Линдау. В противоположность ранней киноверсии, режиссер наделил мотив раздвоения психологическими мотивировками.
   В звуковом кино В. чувствовал себя неуверенно, хотя и поставил несколько фильмов в Германии и во Франции. После того как в Германии был запрещен его шпионский фильм “Тайфун” (“Taifun”, 1933, вышел год спустя в новой редакции под названием: “Полицейский протокол № 909”, “Polizeiakte 909”, 1934), В. навсегда покидает страну, эмигрирует в Великобританию, и остаток жизни проводит в Париже, где малоуспешно пробует продолжать творческую деятельность. Одним из его нереализованных проектов был звуковой римейк “Калигари”, который он собирался осуществить вместе с Ж.Кокто. Последний его фильм - шпионскую историю “Ультиматум” (“Ultimatum”, 1938), разыгрывающуюся накануне I мировой войны, завершил после смерти В. его соотечественник Р.Сиодмак.
   Другие фильмы: “Фрау Ева” (“Frau Eva”, 1915-1916); “Человек в зеркале” (“Der Mann im Spiegel”, 1916); “Блуждающий огонек” (“Das wandernde Licht”, 1916); “Любовное письмо королевы” (“Der Liebesbrief der Königin”, 1917); “Фиалка” № 4” (“Veilchen № 4”, 1917); “Ночь королевы Изабеллы” (“Die Nacht der Königin Isabeau”, 1920), “Три танца Мери Вилфорд” (“Drei Tänze der Mary Willford”, 1920); “Месть одной женщины” (“Die Rache einer Frau”, 1921), “Дьявольская сила” (“Die höllische Macht”, 1922), “Кукольник из Цзян-Нина” (“Der Puppenmacher von Kiang-Ning”, 1923), “Лейб-гвардеец” (“Der Leibgardist”, 1926, Австрия); “Возлюбленная” (“Die Geliebte”, 1927), “Знаменитая женщина” (“Die berühmte Frau”, 1927), “Великая авантюристка” (“Die grosse Abenteuerin”, 1928); “Королева Мулен-Ружа” (“Die Königin von Moulin Rouge”, 1928, Австрия); “Мужья Леонтины” (“Leontines Ehemänner”, 1928), “Проделки любви” (“Unfug der Liebe”, 1928); “Любовный экспресс” (“Der Liebesexpress”, 1930-1931), “Паника в Чикаго” (“Panik in Chicago” 1931), “Ночь в Венеции” (“Eine Nacht in Venedig”, 1933, немецкая версия).
   Лит.: Kurtz R. Expressionismus und Film. Berlin; Frankfurt a. M., 1926; Eisner L.H. Dämonische Leinwand. Wiesbaden-Biebrich, 1955; Frankfurt a. M., 1975; Byrne R.B. Films of Tyranny. Madison, 1966; Dokumentation Robert Wiene// DIF-Mitteilungen. № 1. Februar 1969; Caligari und Caligarismus / Hg. W.Kaul. Berlin, 1970; Barlow J.D. German Expressionist Film. Boston, 1982; Hess K.P. Das Cabinet des Dr.Caligari. Protokoll. Stuttgart, 1985; Conrad Veidt; Lebensbilder / Hg. W.Jacobsen. Berlin, 1993; Robinson D. Das Cabinet des Dr. Caligari. London, 1997; МаркуланЯ. Киномелодрама. Фильм ужасов. Л., 1976; КракауэрЗ. Психологическая история немецкого кино. М., 1977; Кулешов Л. Статьи. Материалы. Л., 1979; Трауберг Л. ...И сегодня звучит современно // Искусство кино. 1986. №11.
   А. Трошии

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Вине, Роберт" в других словарях:

  • ВИНЕ Роберт — (Wiene) (16.11.1881—17.7.1938), немецкий режиссёр, актёр. Работал в театре. С 1914 в кино (сценарист и режиссёр). Первый фильм — «Фромон младший и Рислер старший» (по А. Доде, 1917). Известность приобрёл поставленным им по сценарию… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Вине Роберт — Роберт Вине Robert Wiene Роберт Вине Имя при рождении: Роберт Дата рождения: 24 апреля 1873 …   Википедия

  • Вине, Роберт — Роберт Вине Robert Wiene Имя при рождении: Роберт Вине …   Википедия

  • Вине — Вине, Роберт Роберт Вине Robert Wiene Роберт Вине Имя при рождении: Роберт …   Википедия

  • Роберт Вине — Robert Wiene Роберт Вине Имя при рождении: Роберт Дата рождения: 24 апреля 1873 …   Википедия

  • Вине Р. — Роберт Вине Robert Wiene Роберт Вине Имя при рождении: Роберт Дата рождения: 24 апреля 1873 …   Википедия

  • Шриффер, Джон Роберт — Джон Роберт Шриффер англ. John Robert Schrieffer Дата рождения: 31 мая 1931(1931 05 31) ( …   Википедия

  • Сиодмак, Роберт — (Siodmak, Robert)    Американский и немецкий режиссер, актер, сценарист, монтажер. Родился 8 августа 1900 г. в Мемфисе (штат Теннесси) в семье лейлцигского банкира, работавшего в США. умер 10 марта 1973 г. Окончил университет в Марбурге… …   Режиссерская энциклопедия. Кино США

  • Джон Роберт Шриффер — Джон Шриффер (англ. John Schrieffer) лауреат Нобелевской премии в области физики в 1972 году (совместно с Джоном Бардином и Леоном Н. Купером) за создание БКШ теории, названной по их инициалам. Родился в городе Оук Парк (штат Иллинойс) в семье… …   Википедия

  • Шриффер Джон Роберт — Джон Шриффер (англ. John Schrieffer) лауреат Нобелевской премии в области физики в 1972 году (совместно с Джоном Бардином и Леоном Н. Купером) за создание БКШ теории, названной по их инициалам. Родился в городе Оук Парк (штат Иллинойс) в семье… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»