“Акцион” это:

“Акцион”
(“Die Aktion”, “Действие”, 1911-1932)
   один из наиболее значительных журналов экспрессионизма, его “лучшее ревю и один из его главных поступков” (П.Раабе). Издавался Ф. Пфемфертом* в Берлине и воспринимался как журнал-соперник “Штурма”* Х.Вальдена*. Первые 13 номеров печатались с подзаголовком “Еженедельник свободной политики и литературы”; с №14 (1912) - “Еженедельник политики, литературы и искусства” (с №45/46, 1918, без подзаголовка). С самого начала журнал объявил себя “органом честного радикализма”. Сотрудничество в нем позволило элите молодой литературы осознать свою объединённость и принадлежность к большому духовному движению. Ф.Пфемферт поддерживал общий оппозиционный настрой журнала и не скрывал его призывов к революции. Публикации первых лет безошибочно указывают на то, что лицо нового времени определяла поэзия, - с № 33 (октябрь 1911) это подчеркивалось даже внешне: стихи печатались жирным шрифтом. В журнале “А.” начинали совместно публиковаться поэты, чьи пути впоследствии радикально разошлись (с июня 1912 - П.Больдт*, с июня - О.Канель*); многие из самых известных стихотворений Ф.Хардекопфа*, Я. ван Ходдиса*, Г.Гейма*, Э.Бласса*, Г.Бенна*, М.Брода*, А.Лихтенштейна* и др. впервые появились на его страницах. С 1913 журнал выходил с большим количеством иллюстраций (Г.Гросс*, О.Кокошка*, А.Кубин*, П.Пикассо, Р.Хаусман). С апреля 1912 по апрель улучшалось от номера к номеру полиграфическое качество (отказ от готического шрифта, переход на эффектный шрифт “антиква”), повышался художественный уровень публикаций, несмотря на то, что Ф.Пфемферт принимал новые материалы без жесткого критического отбора. Позиция журнала отличалась противостоянием буржуазной прессе и острой критичностью (К.Пинтус*, К.Эдшмид*, Ф.Бляй, А.Керр, К.Краус*, В.Беньямин*), сопротивлением традиционности, последовательностью и бескомпромиссностью в представлении нового. В 1914 Ф.Пфемферт оценил журнал следующим образом: “То, что за прошедшие три года было напечатано в моем журнале, настолько ценно и полнится горячей жизнью, настолько значительно, что будущие историки литературы, искусства и политики Германии не смогут написать историю нашего времени, не проштудировав "А."”.
   В годы I мировой войны произошел раскол среди сотрудников журнала: Ф.Пфемферт объявил предателями тех, кто восторженно воспринял войну (А.Керр, Р.Демель*, Клабунд*, Р.Леонгард, Э.Мюзам). В этот период “А.” стал центром антимилитаристской и антишовинистической пропаганды и объединил литераторов, которые не заблуждались относительно причин и характера войны (Й.Р.Бехер, Ф.Верфель, К.Эренштейн). Радикальный пацифизм издателя грозил журналу закрытием, поэтому начиная с 5 августа 1914 в нем не было опубликовано ни одной политической или открыто антивоенной статьи. Ф.Пфемферт в этот трудный период нашел иные способы выразить свое негативное отношение к войне, государству и власти: он начал рубрику “Я вырезаю время” (“Ich schneide die Zeit aus”), в которой без единого комментария перепечатывал газетные статьи и высказывания, восславляющие войну. Он издавал также приложения к журналу с фрагментами из современной русской, французской и английской литературы, т.е. обращался тем самым к культуре военного противника. Журнал бесплатно рассылался за границу и на все фронты, его читали в окопах. С октября 1914 регулярно появлялась, начатая стихами В.Клемма (“Битва на Марне”), специальная рубрика “Стихи с поля битвы”, (“Verse vom Schlachtfeld”), написанные солдатами-фронтовиками, выражающие отрезвление, страх и отвращение к войне. Журнал печатал сообщения о гибели на фронте многих своих сотрудников: Э.Штадлера, А.Лихтенштейна, Г.Лейбольда, Г.Хёхта, Г.Хинца, Р.Берша, В.Ферля, К.Адлера.
   По мнению П.Раабе, к 9 ноября 1918 закончился блистательный этап развития “А.” как литературно-художественного журнала. Публикации журнала (особенно после убийства К.Либкнехта и Р.Люксембург) превратились в политические прокламации; с начала 1920-х он печатает преимущественно материалы крайне радикального характера, призывы, полемические статьи. Ориентацию журнала этого времени выражали известные работы Л.Рубинера* “Поэт вмешивается в политику” (“Der Dichter greift in die Politik”) и “Художники возводят баррикады” (“Die Maler bauen Barrikaden”). С 1921 политика полностью определяла лицо журнала (статьи В.Ленина, К.Либкнехта, А.Луначарского*, Л.Троцкого, К.Цеткин, произведения К.Оттена*, М.Горького, А.Блока, К.Эйснера, А.Барбюса). Один за другим его покидают не согласные с Ф.Пфемфертом сотрудники, из которых с ним остались лишь О.Канель* и М.Герман-Нейссе*. При этом Ф.Пфемферт не придерживался определенной политической доктрины, и на страницах журнала отразилась противоречивость и спонтанность политических взглядов авторов, их явный анархо-синдикалистский уклон и левокоммунистическая направленность, антиавторитарные и антицентристские настроения. В преддверии захвата власти нацистами стало очевидно, что журнал выходить больше не сможет. Тяжело больной Пфемферт, после закрытия “А.” в 1932, бежал в Карловы Вары, оттуда в Париж, позднее в Нью-Йорк и Мехико. Его богатый архив, включавший документы 1910-1933, был изъят нацистами в марте 1933, а архив периода эмиграции затонул в 1955. История журнала точно отражает основные периоды и направления экспрессионистской литературы и искусства.
   Лит.\ Ich schneide die Zeit aus. Expressionismus und Politik in Franz Pfemferts “Aktion” / Hg. P.Raabe. München, 1964; Raabe P. Die Aktion // Raabe P. Die Zeitschriften und Sammlungen des literarischen Expressionismis. Stuttgart, 1964.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Акцион”" в других словарях:

  • акцион — I. АКЦИОН action > См. Акция I. II. I. АКЦИЯ I и, ж. и АКЦИОН а м. action f.,> гол. actie. 1669. Лексис.1. фин. Пай, доля в общем капитале банка, акционерной компании; соответствующая этому паю ценная бумага. Сл. 18. Акционы и билеты… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • “Поэзия Акцион 1914-1916” — (“Die Aktions Lyrik 1914 1916”)    антология военной лирики (1916), первый том одноименной лирической серии, выпускавшейся Ф.Пфемфертом* в издательстве “Акцион”*, Берлин Вильмерсдорф. В антологии были опубликованы стихи двадцати одного автора, в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • акционер — акцион ер, а …   Русский орфографический словарь

  • акциональность — акцион альность, и (лингв.) …   Русский орфографический словарь

  • акциональный — акцион альный; кратк. форма лен, льна …   Русский орфографический словарь

  • акционерка — акцион ерка, и, род. п. мн. ч. рок …   Русский орфографический словарь

  • акционерный — акцион ерный …   Русский орфографический словарь

  • акционерский — акцион ерский …   Русский орфографический словарь

  • акционирование — акцион ирование, я …   Русский орфографический словарь

  • акционированный — акцион ированный; кратк. форма ан, ана …   Русский орфографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»