Вольфенштейн, Альфред это:

Вольфенштейн, Альфред
(Wolfenstein, Alfred)
(28.12.1883, Халле / Заале - 22.01.1945, Париж)
   немецкий поэт, драматург, прозаик, теоретик литературы, переводчик. Сын коммерсанта, провел детство и юность в Берлине; изучал там юриспруденцию; продолжил образование в Мюнхене. Был женат на Г.Харденберг, одной из немногих экспрессионистских писательниц. В. слыл нигилистом (один из ранних стихотворных циклов называется “Ничто”, “Nichts”, 1914), однако всегда искал общения и общности, мечтал о новом мироустройстве. Как и у большинства экспрессионистов, его творчество исполнено противоречий. Он считался смелым новатором поэтического языка, но нередко пользовался маловыразительными, затертыми языковыми оборотами. Наибольшую художественную ценность в эти годы представляет его сборник “Безбожные годы” (“Die gottlosen Jahre”, 1914), состоящий из трех стихотворных циклов: “Неуверенность”, “Ничто”, “Новое сознание”. Большинство стихотворений отражает конкретную жизненную ситуацию поэта, его переживания, настроения; сборник характеризуется ярким исповедальным началом. Преобладает речь от первого лица, а встречающиеся нередко местоимения “он” и “ты” также преимущественно относятся к личности автора. Во многих стихах переданы этапы биографии поэта, его гимназических, студенческих лет в большом городе*, занимающем важнейшее место в поэзии В. Темы первого сборника весьма характерны для экспрессионистской поэзии раннего периода: это неприятие “старого мира”, мечты об избавлении от пут домашнего очага, частый мотив смены мест, “порыва”*, движения, страстного желания вырваться из “оцепенелости” бытия. Но и противопоставленный домашнему плену большой город, современный технизированный мир тоже изображается скорее негативно. Неуверенность и одиночество не покидают поэта ни дома, ни на улице, и город с его суетой, толпами, проститутками нередко напоминает бюргерское жилище. Чувство одиночества, особенно отчетливо переданное в цикле “Ничто”, сочетается с ненавистью, адресованной не только времени, но и себе самому. Лишь в третьей части сборника возникает новый идеал: в лицах, мелькающих в толпе, лирический герой обнаруживает следы духовного родства с собой; это его единомышленники, чьи глаза светятся “тем же светом”. Новому настроению соответствует позитивный образ природы, ощущение сброшенных оков, с которыми ассоциируется в его восприятии большой город. Часто звучит мотив самоосвобождения и преображения поэта. Преобладающая поэтическая форма - вполне традиционные рифмованные четверостишия. Но, как и у других ранних экспрессионистов (Г.Бенна*, Г.Гейма*, Я. ван Ходдиса*), немалое место в ранней поэзии В. занимает “игра в слова”, “игра со словами”, направленная на эпатаж обывателя, на разрушение неоромантических образов.
   Второй сборник, “Дружба” (“Die Freundschaft”, 1917), также состоит из трех циклов: “Аллегро темноты”, “Анданте дружбы”, “Скерцо одиночества”. В нем снова просматривается автобиографический элемент, чаще наполненный пессимистическим смыслом. Формальная виртуозность, “игра” занимает в нем меньше места, проявляется тенденция к более обширным стихотворениям и тематическим циклам. Отчетливее, чем раньше, - наряду со стихами-“переживаниями”, звучат мотивы поиска общности, обращения к согражданам, призывы к утопическому идеалу братства*, новой человеческой солидарности, что сближает автора с Ф.Верфелем*. Более явно раскрывается и приверженность политическому “активизму”*: поэту уже видится “буря”, которая зреет в умах “покорных”, но недалеко время, когда они набросятся на “богачей с толстыми животами” и “сбросят их с балконов”. В. приветствует братство всех, жаждущих свободы, понимаемой не столько в политическом, сколько в духовном смысле. Идеальный образ “нового человека”*, отныне представленный не только в его поэзии, но и в драматургии, - это борец-революционер, “враг привычного”, отвергающий “тупость жизни”, все застывшее, оцепенелое. Его главная мысль связана с активностью духа, миссией поэта (драматическая поэма “Нагие”, “Die Nackten”, 1917; переработанный вариант с подзаголовком “Мечта о добром народе” в сборнике “Убийцы и мечтатели”, “Mörder und Träumer”, 1923). От традиционных рифмованных строф он переходит к лаконичным свободным ритмам. “Нагих”, то есть “бедных и добрых”, поэт хочет сделать богатыми и счастливыми, а для этого необходимо подготовить “день нового царства”.
   В. был одним из наиболее известных и своеобразных выразителей экспрессионистских идей, с заметным тяготением к активизму, хотя прямое революционное действие он отвергал. Современники (Р.М.Рильке, Р.Музиль, а также К.Пинтус*, В.Газенклевер*, Л.Рубинер*, К.Хиллер* и др.) высоко ценили творчество В., представленное в журналах и антологиях (в “Сумерках человечества” - тринадцать стихотворений) и авторских сборниках (“Человечный борец”, “Menschlicher Kämpfer”, 1919; и “Движения”, “Bewegungen”, 1928), в основном повторяющих два первых, с добавлением некоторого количества новых стихотворений. После краха революции в Баварии В. дистанцировался от “активизма”, в 1917, после ссоры с Ф.Пфемфертом*, порвал с журналом “Акцион”*, где плодотворно сотрудничал в течение пяти лет. Выступал также как издатель, стремясь утверждать идеи братства и солидарности (ежегодник “Эрхебунг”, “Erhebung”, “Бунт”, вышло два выпуска, 1919, 1920).
   В этот период Вольфенштейн все более отдалялся от поэзии и обратился к драматургии, которая, однако, почти не находила признания у современников. В одной из главных его драм, “Деревья, упирающиеся в небо” (“Bäume in den Himmel”, 1926), изображены сюрреалистические приключения, борьба и страдания гимназиста Проспера, который, умирая, обретает “новое царство”. Созданная на излете экспрессионизма драма “Ночь перед казнью” (“Die Nacht vor dem Beil”, 1929) близка по стилистике к “новой деловитости”* и выражает протест против смертной казни.
   В 1934 В. бежал в Прагу, в 1939 - в Париж. Был интернирован гестапо и помещен в лагерь, потом выпущен; конец войны провел на юге Франции, где написал роман “Франк” (“Frank”, не опубликован), названный по имени его единственного сына, и цикл стихов “Заключенный” (“Der Gefangene”, опубликован в 1972). Был известен также как переводчик (Нерваль, Шелли, Э.А.По, Верлен, Рембо, О'Нил, Гюго и др.); в годы эмиграции издал сборник переводов “Голоса народов” (“Stimmen der Völker”, 1938), с целью способствовать “взаимопониманию народов”. Покончил с собой.
   Соч.: Die Gottlosen Jahre. Gedichte. 1914; Die Nackten. Dramatisches Gedicht. 1917; Der Lebendige. Novellen. 1918; Menschlicher Kämpfer. Gedichtauswahl. 1919; Sturm auf den Tod. Drama, 1921; 1925; Das neue Leben. Drei Einakter. 1925.
   Лит.: Mumm С. Alfred Wolfenstein. 1955; Henel H. Fahrt in die Zukunft// Monatshefte (Wisconsin) 48. 1956; Fischer P. Alfred Wolfenstein. 1968; Brown R.E. Alfred Wolfenstein // Expressionismus als Literatur / Hg. W.Rothe. 1969.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Вольфенштейн, Альфред" в других словарях:

  • Список литераторов-самоубийц — В данном списке представлены литераторы, покончившие жизнь самоубийством. Литератор (от лат. litterator  учитель грамоты)  человек, профессионально занимающийся литературным трудом[1]; писатель, публицист, а также поэт, драматург.… …   Википедия

  • Wolfenstein, Alfred —    см. Вольфенштейн, Альфред …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Сумерки человечества — нем. Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus …   Википедия

  • Премия Сакураи — (официально: англ. J. J. Sakurai Prize for Theoretical Particle Physics  премия имени Дзюна Джона Сакураи в области теоретической физики элементарных частиц)  премия в области теоретической физики элементарных частиц, ежегодно… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»