“Восьмеро” это:

“Восьмеро”
(“Nyolcak”, 1909-1912, Будапешт)
   группа венгерских художников, которые, в поисках выразительных средств, более драматичных сравнительно с натурализмом и импрессионизмом, способствовали распространению в Венгрии экспрессионизма. Главой и основателем группы был К.Керншток, организовавший в столичных салонах три выставки ее участников (1909, 1911, 1912). В группу, кроме него, входили Р.Берень, Э.Марфи, Д.Орбан, Б.Пор, Л.Тихани*, Д.Цигань, Б.Цобель. К “Восьмерым” примкнули вскоре также скульпторы В.Фемеш-Бек, М.Ведреш, график и художник-декоратор А.Леснаи.
   Отправные художественные начала группы неоднородны: кубизм, фовизм, сецессия, импрессионизм. Сам Керншток начинал в импрессионистических традициях. Б.Пор и в своей ранней, и позднейшей живописи тяготел к реализму. Цобель и Марфи в конце 1920-х представляли уже “венгерское крыло” “École de Paris”, “Парижской школы”, по определению венгерских искусствоведов. К импрессионистичному лиризму возникшей еще в 1896 надьбаньской школы вернулся впоследствии Берень и т.д. Но в 1910-х почти все они творчески осваивали экспрессионистскую эстетику. Хорошо известна, например, картина Кернштока “Последний ужин” (“Az utolsó vacsora”, 1919). Художник высветил только лица сидящих вокруг стола, чьи гримасы боли, страдания, потрясения, недоумения, усталой подавленности, резко подчеркнутые в характерно экспрессионистской манере (общее через универсализируемое частное), доносят гамму чувств, пережитых страной в кризисную полосу 1914-1919. Не менее известен портрет Кашшака* кисти Л.Тихани (1919): укрупненный ясный лоб во всю половину головы, доминирующий не только над миниатюрным подбородком, но еще разительней и над преуменьшенными, почти детскими кистями рук. Это лицо работника умственного труда, мыслителя и новатора, человека высокого интеллекта.
   Свои первые творческие импульсы видный художник круга Кашшака Ш.Бортник, чьи “геометрически” выразительные гравюры в технике углов и ломаных линий появлялись на страницах журнала “Ma”*, получил именно от Кернштока - в основанной (1909) и руководимой им “Свободной художественной школе” (“Festészeti szabadiskola”) рабочей молодежи. Вместе с Бортником усердно посещал ее в молодости и Я.Маттиш-Тойч*, тоже сотрудник-иллюстратор “Ma”. Введенные группой “Восьмеро” в художественную практику графико-живописные приемы восприняли и усовершенствовали также Й.Немеш-Ламперт, И.Деши-Хубер и самые крупные венгерские художники-экспрессионисты Б.Уиц*, Д.Деркович*.
   Лит.: Koczogh A. Az expresszionizmus. Budapest, 1967; JózsefF. “Rohanunk a forrad al om ba”. Budapest, 1969; Beszélgetés Bortnyik Sándorral// Kritika. 1976. 8. sz.; Kassák L. Fljünk a mi idönkben. írások a képzomüvészetrol. Budapest, 1978; Heмет Л. Размышления о современном венгерском изобразительном искусстве // Этюды о Венгрии. Т. 2. Будапешт, 1967; Рожа Д. Авангард и революция // Венгерские новости. 1969. № 6.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Восьмеро”" в других словарях:

  • ВОСЬМЕРО — ВОСЬМЕРО, восьмерых, числ. колич. восемь или восемь пар чего нибудь, срн. двое. Восьмеро человек. Восьмеро щипцов. Восьмеро глаз. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ВОСЬМЕРО — ВОСЬМЕРО, ых, ым, числ. собир. 1. С существительными мужского рода, обозначающими лиц, с личными местоимениями мн. и без зависимого слова: количество восемь. В. мужчин. В. ребят. Нас в. Ждём восьмерых. 2. обычно им. и вин. С существительными,… …   Толковый словарь Ожегова

  • восьмеро — вісьмо/х, числ. кільк., збірн. Вісім (уживається з іменниками чоловічого роду, що означають живих істот, з іменниками середнього роду, що означають назви істот і речей, з іменниками, що вживаються в множині й можуть мати одиничне значення, а… …   Український тлумачний словник

  • Восьмеро — числ. Употребляется как собирательный количественный определитель; восемь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • восьмеро — восьмеро, восьмерых, восьмерым, восьмеро, восьмерых, восьмерыми, восьмерых (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • восьмеро — в осьмеро, ых …   Русский орфографический словарь

  • восьмеро — Р., Пр. восьмеры/х, Д. восьмеры/м, Тв. восьмеры/ми, числит …   Орфографический словарь русского языка

  • восьмеро — ых; числ. собир. (с сущ. м. и общ. р., обозначающими лиц, а также с сущ., имеющими только мн., и с личными местоим. во мн. и без зависимого сл.). Восемь (счётного значения не имеет). Отсутствовал в. суток. Нас было в. Ждали восьмерых …   Энциклопедический словарь

  • восьмеро — ы/х; числ. собир. с сущ. м. и общ. р., обозначающими лиц, а также с сущ., имеющими только мн., и с личными местоим. во мн. и без зависимого сл. Восемь (счётного значения не имеет) Отсутствовал во/сьмеро суток. Нас было во/сьмеро. Ждали восьмерых …   Словарь многих выражений

  • восьмеро — числівник кількісний …   Орфографічний словник української мови

Книги

Другие книги по запросу «“Восьмеро”» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»