Американский (США) Экспрессионизм

Американский (США) Экспрессионизм
   охватывает значительный круг художественных явлений, проявляясь в разное время и в разной степени в творчестве большого числа художников, в том числе и очень крупных, практически во всех областях искусства. Однако при этом в США не возникло экспрессионистских групп, творческих объединений и манифестов. В итоге экспрессионизм в США не сложился как самостоятельное художественное направление. Он проявлялся преимущественно в переплетении с эстетическими принципами разных направлений авангарда под сильным воздействием экспрессионизма европейского, заимствуя и творчески перерабатывая его художественные идеи, формы, приемы, язык. В 1913 в Нью-Йорке, а затем в Чикаго и Бостоне, состоялась выставка “Армори Шоу” (“Armory Show”), впервые широко познакомившая американскую публику с новейшими направлениями в европейском искусстве, в том числе полотнами П.Сезанна, В.Ван Гога*, П.Пикассо, скульптурами М.Дюшана, и открывшая перед американскими художниками новые возможности и перспективы. Хотя экспрессионизм на выставке не был представлен, она подготовила его восприятие. Непосредственное знакомство с искусством экспрессионизма состоялось в начале 1920-х, когда в США были показаны фильмы “Кабинет доктора Калигари” и “Франкенштейн”, и пьесы “Рур” К.Чапека*, “Тот, кто получает пощечины” Л.Андреева*, “С утра до полуночи” Г.Кайзера* и др. Не менее важную роль, однако, играли и национальные истоки экспрессионизма в США, развитие собственно американских художественных традиций и новаторских поисков.
   В литературе США экспрессионизм представлен романами Дж.Дос Пассоса*, поэзией Э.Э.Каммингса*, пьесами Ю.О'Нила*. В их произведениях экспрессионизм составлял, как правило, лишь одну из граней сложной художественной модели. Монтаж, главный принцип повествования в романах Дос Пассоса, сочетается с реалистическим панорамным изображением и традиционным сатирическим заострением. Кажущийся безграничным радикализм эксперимента в поэтических опытах Каммингса ложится на песенно-лирическую основу, соединяясь со своеобразным синкопированием поэтических ассоциаций и сатирическим гротеском, генетически с экспрессионизмом не связанным. В драмах О'Нила “Император Джонс” (1920) и “Косматая обезьяна” (1922), наряду с характерными приметами поэтики экспрессионизма (стадиальность действия, чередование коротких сцен и др.) очевидна реалистическая трактовка характера и среды. Сам О'Нил (как и Э.Райс* и Дж.Г.Лоусон*) решительно отрицал свою принадлежность к экспрессионизму и впоследствии утверждал, что в то время не был знаком с произведениями, в которых критика находила экспрессионистские черты, общие с его пьесами. Вместе с тем, он подчеркивал свою преемственность по отношению к А.Стриндбергу*: “Все, что есть непреходящего в том, что мы не строго именуем "экспрессионизмом", - все, что представляет собой художественно ценный и основательный театр, - восходит, как нетрудно установить, через Ф.Ведекинда* к Стриндбергу”.
   Экспрессионистский период в творчестве О'Нила ограничен 1920-ми. В это десятилетие в Америке были созданы и другие пьесы, близкие экспрессионистской поэтике: “Счетная машина” (1923) Э.Райса, “Процессия” (1925) и “Интернационал” (1928) Дж.Г.Лоусона, “Машиналь” С.Тредуэлл. В 1930-е популярность экспрессионизма в Америке заметно ослабевает, однако в “Живых газетах”, самом оригинальном детище “красных тридцатых” в театральном искусстве, ощутима связь не только с формами агитпропа, но и экспрессионизма. После II мировой войны наиболее интересные суждения об экспрессионизме принадлежат А.Миллеру, который в своих пьесах явно стремился использовать опыт экспрессионистского театра. Он предлагал, однако, весьма широкое толкование самого понятия “экспрессионизм”, выводя его далеко в прошлое за пределы XX в. вплоть до античной трагедии.
   Вышесказанное в целом справедливо и в отношении изобразительного искусства США. В 1920-1930-х эстетика экспрессионизма затронула творчество немалого числа художников и скульпторов, в том числе А.Горки*, М.Хартли, Дж.Мэрин, Дж.О'Киф, Дж.Эпстайна, хотя никого из них нельзя назвать чистым экспрессионистом. Экспрессионистская заостренность присуща поздним работам Дж.У.Беллоуза, отличающимся резкими контрастами цвета и нарочитой дисгармоничностью, особенно в антимилитаристских картинах, созданных в начале I мировой войны. Переклички с эстетикой экспрессионизма заметны в выборе и живописной трактовке сюжетов картин Дж.Слоуна, главная тема которых - жизнь городского дна; в пронзительности эмоционального настроя обманчиво непритязательных, даже небрежных картин Дж.Лакса; в полотнах представителя реалистической школы Э.Хоппера: в городских пейзажах - излюбленном жанре его творчества - художественный образ создается линией, то подчеркнуто холодной, как на чертеже, то нервно взбудораженной, драматически подвижной, но неизменно определяющей эмоциональную атмосферу картины. Более тесно с эстетикой экспрессионизма связаны художники, работавшие несколько позже: Б.Шан, Дж.Левин, Ф.Эвергуд, У.Гроппер. Остро воспринимавший современность, Шан стремился к выражению социального содержания, прибегая к упрощению рисунка и композиции в духе популярного в те годы примитивизма. Нервная напряженность, гротескная трактовка натуры в картинах Левина создает зловещую атмосферу, позволяя автору в то же время преодолеть трагическое ощущение безнадежного разлада жизни. На полотнах Г.Х.Бентона современная Америка представлена сквозь призму фольклорных традиций фронтира - своеобразных жанров юмора, народной баллады и т.д. Деформация объектов соединяется с их гротескной трактовкой и разомкнутым пространством, решенным в обобщенно-условной манере. Совмещение различных пластов реальности ведет к мифологизации действительности. К насыщенным динамизмом деформациям натуры и пространства обращается в своей живописи и графике Гроппер, мастер политической карикатуры, в целом разделявший идейно-художественные установки литературно-политического объединения “Клуб Джона Рида”. Его члены - графики Ф.Бард, Ф.Эллис, Х.Геллерт, откликаясь на злободневные темы, публиковались в лево-радикальной и коммунистической печати (“Мэссиз”, “Нью мэссиз”, “Дейли уоркер”), с которой сотрудничал и Р.Майнор, опиравшийся в своем творчестве на традиции О.Домье.
   С 1937 в США жил и работал Л.Файнингер*, немецкий живописец, график и музыкант американского происхождения, один из ведущих представителей визионерского экспрессионизма. Ему принадлежит, в частности, цикл фресок для Всемирной выставки 1939 в Нью-Йорке.
   На рубеже 1940-1950-х в американской живописи оформилось направление, получившее название “абстрактный экспрессионизм”*. Его основатели (Дж.Поллок*, У. де Кунинг*) и последователи отказались от воспроизведения натуры и рассматривали свое искусство как средство самовыражения, объективации внутренних импульсов. Поставив во главу угла ритмо-динамическую организацию художественного пространства, в которой важная роль отводилась способам и средствам нанесения краски на полотно, они добивались выразительности, предлагая публике своего рода “энергограмму” художника в процессе создания полотна. Это направление, в сущности, не имеет точек соприкосновения с искусством европейского экспрессионизма.
   Начиная с конца 1920-х, в Голливуде работали мастера немецкого кино, круг их значительно расширился в годы вынужденной эмиграции и II мировой войны. Несомненное воздействие на американскую кинематографию оказали фильмы, поставленные в Голливуде немецкими режиссерами-экспрессионистами (среди них “Кот и канарейка”, “Cat and the Canary ”, 1927; “Китайский попугай”, “The Chinese Parrot”, 1928; “Человек, который смеется”, “The Man Who Laughs”, 1928; “Последнее предупреждение”, “The Last Warning”, 1929, П.Лени*; “Ярость”, “Fury”, 1926; “Женщина в окне”, “The Woman in the Window”, 1944; “Американская война на Филиппинах”, “American Guerrilla in the Philippines”, 1950, ФЛанга*, и др.). Но наиболее очевидно влияние экспрессионизма в американской кинематографии ощутимо в массовой продукции Голливуда, создавшего целую индустрию коммерческих фильмов ужасов, в которых отдельные, вырванные из целостной системы элементы поэтики экспрессионизма откровенно эксплуатируются ради создания дешевых эффектов. Однако гораздо раньше, еще до появления на экранах США “Кабинета доктора Калигари” и подобных фильмов, Д.Гриффит, один из основоположников американского кино, в своем раннем фильме “Нетерпимость” (“Intolérance”, 1916), оставшемся в свое время непонятым, и в последующих лентах разрабатывал приемы, перекликающиеся с экспрессионистскими экспериментами в передаче пространства и построении действия и ставшие неотъемлемой частью языка искусства кино: монтаж, крупный план, наплыв, массовые сцены, применение различных ракурсов, вызывающих смещение перспективы, и т.п. Продолжение эти тенденции получили в фильмах А.Хичкока и О.Уэллса.
   В американском театре влияние экспрессионизма непосредственно ощущалось, естественно, в постановках пьес, в той или иной мере опиравшихся на его эстетику. Не являясь последователями этого направления, режиссеры и художники - например, ставивший ранние пьесы О'Нила Дж.К.Кук и оформлявший некоторые из них художник Р.Э.Джонс, - стремились в таких пьесах выделить отдельные характерные для них элементы и затем воплотить их на сцене с максимальным эффектом. Оба исповедовали веру в “театр воображения”, понимаемый весьма широко, однако их взгляды не были оформлены в целостную систему, меняясь при встрече с новым драматургическим материалом. Их обращение к “экспрессионистской” драме не составило исключения. То же относится и к исполнителям.
   В области театра США наиболее значителен вклад экспрессионизма в танцевальное искусство. Это связано в первую очередь с творчеством М.Грэм*, создавшей на основе свободного танца собственную художественную систему, которая обнаруживает бесспорное родство с эстетикой экспрессионизма, хотя и осложнена другими художественными характеристиками, представляя собой своеобразный сплав различных эстетических систем. Деятельность М.Грэм и руководимой ею труппы охватывала длительный период в истории современного танца в США (1920-1990-е) и оказала сильное влияние на его развитие. Достойное продолжение ее поиски получили в творчестве таких хореографов, как Х.Лимон* и Д.Хамфри.
   Хотя в искусстве США экспрессионизм не сложился как целостное направление, влияние его оказалось продолжительным, значительным и во многих случаях плодотворным.
   Лит.: Broussard L. American Drama. Contemporary Allegory from Eugene O'Neill to Tennessee Williams. Norman, 1962; Bigsby C.W.E. A Critical Introduction to Twentieth-Century American Drama. Vol.1 (1900-1940). London; New York, 1982; Expressionism as an International Literary Phenomenon/ Ed. by U.Weisstein. Paris; Budapest, 1973; Columbia Literary History of the United States / General ed. E.Elliott. New York, 1988; Ромм А. Американская драматургия первой половины XX в. Л., 1978; ЧегодаевА. Искусство Соединенных Штатов Америки. 1675-1875. М., 1976; Полевой В. Искусство XX века. М., 1991.
   М.Коренева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Американский (США) Экспрессионизм" в других словарях:

  • США в 1950х годах — Мэрилин Монро исполняет песню «Diamonds Are a Girl’s Best Friend» из мюзикла «Джентльмены предпочитают блондинок», 1953 г. США в 1950х годах переживали экономический подъем. В обществе распространился консьюмеризм. Во время Корейской войны и …   Википедия

  • США в 1950-х годах — Мэрилин Монро исполняет песню …   Википедия

  • Культура США — Cерия статей на тему Культура США …   Википедия

  • Кино и экспрессионизм —    Термин “экспрессионизм” по отношению к кино употребляется в значительной мере условно и в двух значениях: для характеристики ряда заметных явлений в немецком немом кино 1920 х (так называемого “стилизованного фильма”), и в отношении некоторой… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Ревущие двадцатые в США — У этого термина существуют и другие значения, см. Ревущие двадцатые (значения). Статья или раздел содержит противоречия и не может быть понята однозначно. Следует разрешить эти противоречия, используя более точные авторитетные источники или… …   Википедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Любимая архитектура Америки — «Октагональный дом»  здание Американского института архитекторов «Любимая архитектура Америки» (англ. America s Favorite Architecture)  список 150 наиболее …   Википедия

  • Германия — (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна)         государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45.          I. Исторический очерк …   Большая советская энциклопедия

  • Гринберг, Клемент — Клемент Гринберг Clement Greenberg арт критик Дата рождения: 16 января 1909(1909 01 16) М …   Википедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»