- Голль, Иван
- (Göll, Yvan)(псевдоним, настоящие имя и фамилия Исаак Ланг, Isaac Lang; 29.03.1891, Сен-Дье, Эльзас - 14.03.1950, Париж)немецкий поэт, прозаик, драматург, переводчик, эссеист. Писал на немецком, французском, а также английском языках. Сын эльзасского коммерсанта, окончил немецкую гимназию в Меце, после чего изучал юриспруденцию в Страсбурге, с 1915 по 1918 продолжал учебу в Швейцарии (Лозанна), куда, в соответствии со своими пацифистскими убеждениями, уехал в начале I мировой войны. Принадлежал к кругу литераторов-пацифистов, группировавшихся вокруг Р.Роллана.Сложная биография наложила отпечаток на творчество Г.: уроженец Эльзас-Лотарингии, выходец из еврейской семьи, немец по документам, он всегда испытывал чувство раздвоенности и изолированности. В его произведениях постоянно звучит мотив бездомности, неприкаянности, передается жизнеощущение человека без родины. Начиная с ранних экспрессионистских сочинений, в его творчестве возникает тема Агасфера; его герои так или иначе воплощают вечного странника. Это ощущение изоляции и одновременно принадлежности ко всему человечеству соединялось с характерным для экспрессионистов миссионерством, убеждением, что поэт - представитель всего “человеческого”, и он должен нести людям “свет, правду, идею, любовь, добро, духовность” (“Воззвание к искусству”, “Appell an die Kunst”, 1917). Одним из первых продекларировав причастность к “новой форме переживания” - экспрессионизму, - Г. еще какое-то время находился в плену романтизированного эстетицизма, следы которого несут в себе его ранние сочинения (стихи, печатавшиеся в журнале “Акцион”*, 1913). Первое отличающееся ярко выраженной экспрессионистской стилистикой стихотворение “Панамский канал” (“Der Panama-Kanal”, 1914). Существуют несколько вариантов этого произведения, демонстрирующих процесс обретения художественной зрелости. Если в первом, где заметно влияние столь разных авторов, как Уитмен, Рембо, Верфель*, автор изображает Панамский канал как символ человеческого братства и единения, то в прозаическом тексте (1918) он приходит к скептицизму и пессимизму. Рабочие, ведущие строительство, ничего не знают о “безграничном братстве”, “всеобщей пролетарской любви” и свободе, их преследует нищета, они “новые рабы” XX в. Прежнее видение “нового царства”, определяющее интонацию 1914, сменяется разочарованием, вызванным крахом революции 1918.В 1914-1919 Г. опубликовал в журналах “Акцион”, “Ди вайсен блеттер”*, “Дас юнге Дойчланд” и др. множество лирических и драматических произведений (позднее объединены в сборниках: “Дифирамбы”, “Dithyramben”, 1918; “Новый Орфей”, “Der neue Orpheus”, 1918; “Торс”, “Der Torso”, 1918; “Преисподняя”, “Die Unterwelt”, 1919); в них ощущаются дух активизма*, патетически выраженное стремление к миру, идеи освобождения человечества. В эти же годы Г. создает еще два произведения, резко протестующие против войны: написанные по-французски “Интернациональные элегии” (“Elégies internationales”, 1915), отличающиеся памфлетно-пропагандистским характером, и “Реквием павшим Европы” (“Requiem pour les morts de l'Europe”, 1916; немецкое издание - “Requiem. Für die Gefallenen von Europa”, 1917). Герой “Реквиема” - умирающий солдат, который перед смертью находит путь в “новое царство”, превращаясь в человека, “полного любви”.Мотив изменения, преображения, столь характерный в этот период для большинства экспрессионистов, является центральным и в творчестве Г. В этом смысле наиболее характерно его поэтическое произведение “Новый Орфей”. Автор актуализирует древний миф, соотнося его с реалиями XX в. Однако он не столько подвергает миф новой интерпретации, сколько отделяет своего Орфея от античного героя и всех известных обработок этого сюжета. Орфей предстает как “новый человек” экспрессионизма, в нем реализуется представление о поэте как “активисте”, посвящающем себя служению людям. Орфей, живущий высоко в горах, полон сострадания к живущим в “преисподней”, в аду современного большого города*, и спускается к ним, чтобы своим словом принести спасение. Герой предстает в облике свободного, “подлинного”, “естественного” глашатая “нового времени”. Античный миф дополняется современной мифологией в духе “Заратустры” Ницше, а также мотивами, связанными с христианско-иудейской традицией. Подобно Христу, Орфей способен принести избавление людям, но он раздвоен, ибо в нем живет и “сверхчеловек”. Обитающий в горних “пространствах свободы”, он воплощает ту сферу бытия, которая своей “несвязанностью” близка к божественному. Он жаждет освободить не только тех, кто подвергается социальному угнетению в тенетах зла - городе, но и всех увечных, убогих, страждущих. Для автора проблема избавления человечества - прежде всего этическая и метафизическая. Рецептом освобождения, помимо искусства и любви, ему видится дух, который предстает как одно из основных средств исцеления человечества (“О духовном”, “Vom Geistigen”, 1917). “Дух” - это “вечная борьба”, “непрерывное возрождение”, протест против мертвечины, враг рабства, “пламя, сознание, импульс, воля”.Яркая образность, “буйство” языка, соединенные с мастерством тончайших лексических нюансов, речевой динамизм, яркость метафор, специфическое видение природы, предстающей в нагромождении фантастических картин, - характерные стилевые черты творчества Г. К ним относится и употребление нерифмованных длинных строк, нередко переходящих в прозаические фрагменты. В то же время ему не всегда удается избежать риторики и плакатности. Разочарованный Веймарской Германией, Г. в 1920 переезжает в Париж. Экспрессионистскую фазу в его творчестве сменяет кубистская, а затем сюрреалистская.В 1921 он пишет некролог движению, одним из самых активных участников которого был: “Экспрессионизм умирает” (“Der Expressionismus stirbt”). Экспрессионизм отныне все больше напоминает ему “Луна-парк из картона и лепнины, с дворцами из иллюзий и человеческими зверинцами”. Как и многие другие авторы, он пародийно-сатирически обыгрывает идеи экспрессионистской эпохи (драма “Мафусаил, или Вечный бюргер”, “Methusalem oder Der ewige Bürger”, 1922). Однако и в более поздних сочинениях он отдает дань экспрессионистской стилистике (прозаические тексты “Золотая бацилла” (“Le Microbe de Гог” [Die Bakterie von Gold] 1927 (“Der Goldbazillus”, 1927), “Еврококк” (“Die Eurokokke”, 1928), отражающие духовное одичание человека в “джунглях” больших городов). Печать экспрессионистской поэтики несут на себе и (написанные совместно с женой по-французски) сборники: “Стихи о любви” (“Poèmes d'amour”, 1925) и “Стихи о жизни и смерти” (“Poèmes de la vie et de la mort”, 1927). И спустя долгие годы, в главном произведении конца 1930-х, цикле автобиографических баллад, написанных по-французски - “Жан Безземельный” (“Jean sans terre”, 1936-1944) - сохраняются экспрессионистские элементы.В 1939 Г. эмигрирует в Нью-Йорк, где в 1943-1946 руководит изданием франко-американского журнала “Hémisphères”. В 1947 он, уже больной лейкемией, возвращается в Париж, где через несколько лет умирает. Важнейшую роль в жизни и творчестве Г. сыграла его жена Клэр Г. (Göll, Claire, 29.10.1901, Нюрнберг - 30.05.1977, Париж) - поэт, прозаик, соавтор и переводчик его произведений.Соч.: Le Nouvel Orphée. Paris, 1923; Der Eiffelturm. 1924; Jean sans Terre. Paris, 1950; Ausgewählte Gedichte, 1962.Лит.: UhligH. Yvan Göll// Expressionismus/ Hg. H.Friedmann und O.Mann, 1956; Carmody F.J. The Poetry of Yvan Göll. 1956; Müller J. Yvan Göll im deutschen Expressionismus. 1962; Schaefer D. Yvan Göll // Expressionismus als Literatur / Hg. W.Rothe. 1969.И.Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.