Голль, Иван это:

Голль, Иван
(Göll, Yvan)
(псевдоним, настоящие имя и фамилия Исаак Ланг, Isaac Lang; 29.03.1891, Сен-Дье, Эльзас - 14.03.1950, Париж)
   немецкий поэт, прозаик, драматург, переводчик, эссеист. Писал на немецком, французском, а также английском языках. Сын эльзасского коммерсанта, окончил немецкую гимназию в Меце, после чего изучал юриспруденцию в Страсбурге, с 1915 по 1918 продолжал учебу в Швейцарии (Лозанна), куда, в соответствии со своими пацифистскими убеждениями, уехал в начале I мировой войны. Принадлежал к кругу литераторов-пацифистов, группировавшихся вокруг Р.Роллана.
   Сложная биография наложила отпечаток на творчество Г.: уроженец Эльзас-Лотарингии, выходец из еврейской семьи, немец по документам, он всегда испытывал чувство раздвоенности и изолированности. В его произведениях постоянно звучит мотив бездомности, неприкаянности, передается жизнеощущение человека без родины. Начиная с ранних экспрессионистских сочинений, в его творчестве возникает тема Агасфера; его герои так или иначе воплощают вечного странника. Это ощущение изоляции и одновременно принадлежности ко всему человечеству соединялось с характерным для экспрессионистов миссионерством, убеждением, что поэт - представитель всего “человеческого”, и он должен нести людям “свет, правду, идею, любовь, добро, духовность” (“Воззвание к искусству”, “Appell an die Kunst”, 1917). Одним из первых продекларировав причастность к “новой форме переживания” - экспрессионизму, - Г. еще какое-то время находился в плену романтизированного эстетицизма, следы которого несут в себе его ранние сочинения (стихи, печатавшиеся в журнале “Акцион”*, 1913). Первое отличающееся ярко выраженной экспрессионистской стилистикой стихотворение “Панамский канал” (“Der Panama-Kanal”, 1914). Существуют несколько вариантов этого произведения, демонстрирующих процесс обретения художественной зрелости. Если в первом, где заметно влияние столь разных авторов, как Уитмен, Рембо, Верфель*, автор изображает Панамский канал как символ человеческого братства и единения, то в прозаическом тексте (1918) он приходит к скептицизму и пессимизму. Рабочие, ведущие строительство, ничего не знают о “безграничном братстве”, “всеобщей пролетарской любви” и свободе, их преследует нищета, они “новые рабы” XX в. Прежнее видение “нового царства”, определяющее интонацию 1914, сменяется разочарованием, вызванным крахом революции 1918.
   В 1914-1919 Г. опубликовал в журналах “Акцион”, “Ди вайсен блеттер”*, “Дас юнге Дойчланд” и др. множество лирических и драматических произведений (позднее объединены в сборниках: “Дифирамбы”, “Dithyramben”, 1918; “Новый Орфей”, “Der neue Orpheus”, 1918; “Торс”, “Der Torso”, 1918; “Преисподняя”, “Die Unterwelt”, 1919); в них ощущаются дух активизма*, патетически выраженное стремление к миру, идеи освобождения человечества. В эти же годы Г. создает еще два произведения, резко протестующие против войны: написанные по-французски “Интернациональные элегии” (“Elégies internationales”, 1915), отличающиеся памфлетно-пропагандистским характером, и “Реквием павшим Европы” (“Requiem pour les morts de l'Europe”, 1916; немецкое издание - “Requiem. Für die Gefallenen von Europa”, 1917). Герой “Реквиема” - умирающий солдат, который перед смертью находит путь в “новое царство”, превращаясь в человека, “полного любви”.
   Мотив изменения, преображения, столь характерный в этот период для большинства экспрессионистов, является центральным и в творчестве Г. В этом смысле наиболее характерно его поэтическое произведение “Новый Орфей”. Автор актуализирует древний миф, соотнося его с реалиями XX в. Однако он не столько подвергает миф новой интерпретации, сколько отделяет своего Орфея от античного героя и всех известных обработок этого сюжета. Орфей предстает как “новый человек” экспрессионизма, в нем реализуется представление о поэте как “активисте”, посвящающем себя служению людям. Орфей, живущий высоко в горах, полон сострадания к живущим в “преисподней”, в аду современного большого города*, и спускается к ним, чтобы своим словом принести спасение. Герой предстает в облике свободного, “подлинного”, “естественного” глашатая “нового времени”. Античный миф дополняется современной мифологией в духе “Заратустры” Ницше, а также мотивами, связанными с христианско-иудейской традицией. Подобно Христу, Орфей способен принести избавление людям, но он раздвоен, ибо в нем живет и “сверхчеловек”. Обитающий в горних “пространствах свободы”, он воплощает ту сферу бытия, которая своей “несвязанностью” близка к божественному. Он жаждет освободить не только тех, кто подвергается социальному угнетению в тенетах зла - городе, но и всех увечных, убогих, страждущих. Для автора проблема избавления человечества - прежде всего этическая и метафизическая. Рецептом освобождения, помимо искусства и любви, ему видится дух, который предстает как одно из основных средств исцеления человечества (“О духовном”, “Vom Geistigen”, 1917). “Дух” - это “вечная борьба”, “непрерывное возрождение”, протест против мертвечины, враг рабства, “пламя, сознание, импульс, воля”.
   Яркая образность, “буйство” языка, соединенные с мастерством тончайших лексических нюансов, речевой динамизм, яркость метафор, специфическое видение природы, предстающей в нагромождении фантастических картин, - характерные стилевые черты творчества Г. К ним относится и употребление нерифмованных длинных строк, нередко переходящих в прозаические фрагменты. В то же время ему не всегда удается избежать риторики и плакатности. Разочарованный Веймарской Германией, Г. в 1920 переезжает в Париж. Экспрессионистскую фазу в его творчестве сменяет кубистская, а затем сюрреалистская.
   В 1921 он пишет некролог движению, одним из самых активных участников которого был: “Экспрессионизм умирает” (“Der Expressionismus stirbt”). Экспрессионизм отныне все больше напоминает ему “Луна-парк из картона и лепнины, с дворцами из иллюзий и человеческими зверинцами”. Как и многие другие авторы, он пародийно-сатирически обыгрывает идеи экспрессионистской эпохи (драма “Мафусаил, или Вечный бюргер”, “Methusalem oder Der ewige Bürger”, 1922). Однако и в более поздних сочинениях он отдает дань экспрессионистской стилистике (прозаические тексты “Золотая бацилла” (“Le Microbe de Гог” [Die Bakterie von Gold] 1927 (“Der Goldbazillus”, 1927), “Еврококк” (“Die Eurokokke”, 1928), отражающие духовное одичание человека в “джунглях” больших городов). Печать экспрессионистской поэтики несут на себе и (написанные совместно с женой по-французски) сборники: “Стихи о любви” (“Poèmes d'amour”, 1925) и “Стихи о жизни и смерти” (“Poèmes de la vie et de la mort”, 1927). И спустя долгие годы, в главном произведении конца 1930-х, цикле автобиографических баллад, написанных по-французски - “Жан Безземельный” (“Jean sans terre”, 1936-1944) - сохраняются экспрессионистские элементы.
   В 1939 Г. эмигрирует в Нью-Йорк, где в 1943-1946 руководит изданием франко-американского журнала “Hémisphères”. В 1947 он, уже больной лейкемией, возвращается в Париж, где через несколько лет умирает. Важнейшую роль в жизни и творчестве Г. сыграла его жена Клэр Г. (Göll, Claire, 29.10.1901, Нюрнберг - 30.05.1977, Париж) - поэт, прозаик, соавтор и переводчик его произведений.
   Соч.: Le Nouvel Orphée. Paris, 1923; Der Eiffelturm. 1924; Jean sans Terre. Paris, 1950; Ausgewählte Gedichte, 1962.
   Лит.: UhligH. Yvan Göll// Expressionismus/ Hg. H.Friedmann und O.Mann, 1956; Carmody F.J. The Poetry of Yvan Göll. 1956; Müller J. Yvan Göll im deutschen Expressionismus. 1962; Schaefer D. Yvan Göll // Expressionismus als Literatur / Hg. W.Rothe. 1969.
   И.Млечина

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Голль, Иван" в других словарях:

  • ГОЛЛЬ Иван — ГОЛЛЬ (Goll) Иван (наст. имя Исаак Ланг) (1891 1950), немецкий и французский поэт авангардист. Близок к немецкому экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), позже к французскому сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ). Лирика вошла в сборники «Дифирамбы» (на… …   Энциклопедический словарь

  • Голль, Иван — Иван Голль (нем. Yvan Goll, Iwan Goll, Ivan Goll, настоящее имя Исаак Ланг, 29 марта 1891(18910329), Сен Дье де Вож 27 февраля 1950, Париж) немецко французский поэт, один из представителей экспрессионизма. Биография Иван Голль родился в …   Википедия

  • Иван Голль — (нем. Yvan Goll, Iwan Goll, Ivan Goll, настоящее имя Исаак Ланг; 29 марта 1891(18910329) …   Википедия

  • Голль — Голль, Иван Могила Ивана Голля и его жены Клэр Иван Голль (нем. Yvan Goll, Iwan Goll, Ivan Goll, настоящее имя Исаак Ланг, 29 марта 1891(18910329) …   Википедия

  • ГОЛЛЬ (Goll) Иван — (наст. имя Исаак Ланг) (1891 1950) немецкий и французский поэт авангардист. Близок к немецкому экспрессионизму, позже к французскому сюрреализму. Лирика вошла в сборники Дифирамбы (на немецком языке, 1918), Стихи о любви (на французском языке,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛАНГ Исаак — Ланг Исаак, см. Голль Иван (см. ГОЛЛЬ Иван) …   Энциклопедический словарь

  • transition (журнал) — transition (оригинальное название со строчной буквы; рус. переход) ежемесячный, а впоследствии ежеквартальный международный журнал экспериментальной литературы, издававшийся в 1927 1938 годах в Париже поэтом американского происхождения Юджином… …   Википедия

  • Göll, Yvan —    см. Голль, Иван …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… …   Энциклопедия инвестора

  • Личности Второй Мировой войны — Список военачальников, командовавших вооруженными силами, частями и соединениями во время Второй мировой войны. Воинские звания указаны на 1945 год или на момент смерти (если она произошла до окончания боевых действий). Содержание 1 СССР 2 США 3… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Голль, Иван» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»