- “Анбрух”
- (“Der Anbruch”, “Рассвет”, 1918-1922, Вена, Берлин).Австрийский литературный журнал. Имел подзаголовок “Воззвания эпохи” (“Flugblätter aus der Zeit”). Издатели - О.Шнайдер, И.Б.Нойман, Л.Ульман; редакторы - Ф.Графе, Х.Новак. Начал выходить в собственном издательстве. В 1919-1920 печатался в “Графическом кабинете” (“Graphisches Kabinett”) И.Б.Ноймана в Берлине, в 1921-1922 - в берлинском издательстве “Эрих Райх Ферлаг” (“Erich Reich Verlag”). По образцу журналов “Штурм”* и “Акцион”* имел фолио-формат, объем издания не превышал восьми страниц.Рупор венского экспрессионизма, журнал обосновывал свои цели потребностью молодежи в политическом и художественном обновлении. Констатируя наличие “пропитанной человечностью атмосферы подспудного рождения новой Европы” (Л.Ульман), требовал новой поэзии - “поэзии тенденции”, призванной передавать темп и напряжение жизни. Поскольку I мировая война “подвергла насильственному удушению эпоху политической стерильности” (О.Шнайдер), на поэтов возлагалась “новая миссия” - усилить политическую активность и борьбу с общественным устройством, породившим войну. Призыв к “духовному разоружению” (Э.Хаслик) звучит как призыв к миру, справедливости и братству, глобальному сотрудничеству в культурной сфере. Прокламировался отказ от политики “как инструмента одурачивания масс” (П.Корнфельд*), выдвигалось требование “изменить себя”, чтобы изменить мир.Миссия искусства усматривалась в том, чтобы постичь сущность человека, то есть вернуть ему “изначальную основу”. Экспрессионистский “порыв”* интерпретировался как выдвижение на передний план “человека нового типа”, олицетворением которого призвана стать молодежь. На этой основе строилась экспрессионистская теория познания, постулирующая необходимость гибкого мышления: “Откажитесь от собственной закостенелости - вот вам экспрессионизм” (Р.Мюллер).Расчищая путь “новым авторам”, “А.” отметал все старое, отдававшее дань традиции. Авторами литературных произведений были видные представители собственно экспрессионистского движения: П.Адлер, Т.Дойблер*, А.Эренштейн*, П.Хатвани*, Й.Р.Бехер*, Г.Бенн*, Э.Штайгер, Клабунд*, Т.Таггер*, Э.Вайс*, А.Вольфенштейн*, П.Цех*, О.Бржезина, Х.Казак*, О.Кржижановский* и др. Кроме литературных произведений журнал публиковал статьи, манифесты, критические заметки, рецензии, где обсуждались литературные новинки и постановки экспрессионистских драм. На страницах “А.” помещались репродукции ксилографии, рисунков, литографий Э.Шиле*, А.Кубина*, Б.Белла, Р.Дилленца, А.Файстауэра, Ф.Фейгля, Й.Фишера, А.П. фон Гютерсло* и др. Журнал организовывал театральные премьеры молодых авторов, литературные и научные чтения, музыкальные и танцевальные вечера, художественные выставки. С 1919 впервые с целью пропаганды нового музыкального искусства О.Шнайдер создал приложение к журналу под названием “Музыкальный альбом 4tA."” (“Musikblätter des "Anbruchs"”), просуществовавший до 1937. В публикациях среди прочего освещалось творчество Шёнберга*, Бартока, Берга, Браунфельса, Кренека, Шрекера.В 1920 О.Шнайдер и А.Э.Рутра выпустили в мюнхенском издательстве “Ролан” (“Roland”) антологию-летопись “А.”, куда вошли избранные литературные произведения, прежде опубликованные в журнале. В послесловии говорится о закате экспрессионизма и одновременно выражается надежда на то, что будущие поколения оценят вклад “маленькой группы, которая выросла и сплотилась на венской почве вокруг журнала "А."”.Лит/. Raabe Р. Die Zeitschriften und Sammlungen des literarischen Expressioinismus. Stuttgart, 1964; KlementC. “In ihrem Rücken ist Zusammenbruch”: Zur Selbstdarstellung der “Jüngsten” um 1918 in den Zeitschriften “Anbruch” und “Aufschwung” // “Mit uns zieht die neue Zeit”. Der Mythos Jugend .Frankfurt a M. 1985.Т.Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.