Гронский, Йозеф Цигер

Гронский, Йозеф Цигер
(Hrоnsky, Jozef Cíger)
(23.02.1896, Зволен, Австро-Венгрия, - 13.07.1960, Лухан, Аргентина)
   словацкий прозаик, драматург, детский писатель. Родился в семье архитекторов и музыкантов. В 1910-1914 учился в венгерском королевском педагогическом училище (Левице), в дальнейшем долгие годы работал школьным учителем в разных городах Словакии. Участвовал в I мировой войне солдатом на итальянском фронте (1917). Начал печататься как поэт (стихотворение “Сирота”, “Sirota”, 1920) и как автор рассказов (сборники “У нас”, “U nás”, 1923; “Родина”, “Domov”, 1925). Первый роман - “Желтый дом в Клокоче” (“ZIty dorn v Klokoci”) - вышел в 1927, за ним последовали “Пророчество доктора Станковского” (“Proroctvo doktora Stankovského”, 1930) и “Хлеб” (“Chlieb”, 1931).
   Г. принадлежит к значительным словацким романистам межвоенного периода. Его многообразное творчество, адресованное читателям разных возрастов, охватывает судьбы простых людей и выдающихся личностей. Г. изображает “маленькую” жизнь в ее экзистенциальной значительности и “обычное”, человеческое в гениях. Простейшее часто приобретает в его художественном мире символическое значение, охватывая земное и трансцендентное. Поэтика его ранних произведений подготовила почву для возникновения в словацкой литературе “лиризованной прозы”. К экспрессионизму принято относить прежде всего те романы Г., в которых сильнее выражена проекция его собственной личности. В романе “Иозеф Мак” (“Jozef Мак”, 1933) речь идет о простом человеке, родившемся “в магический час утренних сумерек”, внебрачном ребенке бедной вдовы; он стремится побороть судьбу, прожить полноценную жизнь, и ему удается вырастить двоих детей, своими руками выстроить дом. В замысле романа и в стилистических средствах многое соотносится с экспрессионистским творчеством, как и в более позднем гротескном романе “Писарь Грач” (“Pisar Grác”, 1940), в основе которого также лежит мысль о человеческом страдании и возможности противостоять ему. Это первый ярко выраженный экспериментальный роман в словацкой литературе. Его главный герой - “маленький человек” из провинциального городка. Война разрушила привычный для него мир с устойчивой иерархией ценностей и ему не остается ничего, кроме как замкнуться в своем смятенном сознании, при этом он ведет бесконечные разговоры с умершим человеком, купцом, который отнял у него жену. В близком стилистическом ключе написан и роман “На Буквовом дворе” (“Na Bukvovom dvore”, 1944). В романах Г. большую роль играет тема конфликта поколений - отцов и детей, общественных групп - господ и рабов, постоянны мотивы тени, маски, насильственной смерти, гибельной тоски. Его герои - одинокие люди, ведущие борьбу сами с собой. Их самосознание находится в противоречии с их подсознанием, которое образует в этих романах самостоятельную - часто важнейшую - сюжетную линию. Герои Г. - страдают не только от одиночества, но и от страха, отчуждения, рабской зависимости (в том числе духовной); они подвергаются насилию и испытывают чувство несвободы. С экспрессионизмом писателя роднят многие смысловые и сюжетные константы и его герой-спаситель, пророк, художник (или редкостно одаренный человек), мятежник, мученик, кающийся грешник, провидец нового мира.
   Г. много сил отдавал развитию словацкой культуры. С 1927 он занимал должность секретаря культурно-просветительского общества “Матица Словацкая” (с 1941 возглавлял ее). В 1935-1936 совершил поездку по местам проживания словацких эмигрантов в США (позднее описал ее в книге “Дорогами словацкой Америки”, “Cesta slovenskou Amerikou”, т. 1, 2, 1940). Он продолжал утверждать словацкую культуру и в годы гитлеровского протектората: с 1941 стал руководителем Словацкой Национальной библиотеки, участвовал в создании Словацкой Академии наук, при этом конфликтуя с властями. После 1945 жил в эмиграции (Австрия, Италия, позднее Аргентина), бедствовал, испробовал много разных профессий, в том числе зарабатывал на жизнь как художник (в алтаре церкви Вознесения в Лухане есть образ богоматери, написанный им). К социалистической Чехословакии относился резко отрицательно. С 1956 Г. - председатель Словацкого национального совета за рубежом, в 1957 основал зарубежную “Матицу Словацкую”. Писательскую деятельность он не прерывал. В романе “Андреас Бур Майстер” (“Andreas Bur Majster”, написан и вышел в свет в Риме, 1947-1948, издан в Словакии в 1970) по-прежнему обнаруживаются черты экспрессионистской поэтики. По жанру это поэтическая легенда, в которой рассказывается о сыне скрипичного мастера, сироте, одаренном редким по красоте голосом. Он восстает против Бога, бросая ему высокомерные упреки, теряет все, чем владеет, но нравственно преображается и сам начинает помогать ближним. Однако люди побивают его камнями на пороге церкви. И в других своих романах Г. широко пользуется распространенными в экспрессионизме приемами и изобразительными средствами, в том числе передачей внутренних состояний с помощью метафор и символов, которые в обобщенной форме выражают идею преображения человека. Он строит образы как типизированные, надындивидуальные и, в то же время, как проекции своего внутреннего мира. Роман “Андреас Бур Майстер” заставляет вспомнить тех немецких экспрессионистов-визионеров, которые (как Ф.Верфель*, Р.Зорге*, Э.Барлах* и др.) в своем творчестве переводили чувство протеста в новое духовное пространство личности будущего, отмеченной религиозным чувством и видением “нового человека”*.
   Соч.: NajmladSí Závodsky. Kremnica, 1924; Kremnické povesti. Kremnica, 1925; Sedemnast a sedem mudrosti a ine rozprávky. Kremnica, 1925; Brondove rozprávky. Martin, 1932; Sedem srdc. Kremnica, 1934; Predavaô talizmanov Liberius Gaius od Porta Collina. 1947; Pohár z bruseného skia, 1964; O svojej tvorbe. Dielo III. Bratislava, 1993.
   Лит.: MatuSkaA. Jozef Ciger Hronsky. Bratislava, 1970; StevôekJ. Dejiny slovenského románu. Bratislava, 1989; Matovôik A. Jozef Ciger Hronsky. ¿ivotná drama. Martin, 1995; Smatlák S. Dejiny slovenskej literatúry II. Bratislava, 1999; Batorová M. J.C.Hronsky a moderna. Mytus a mytologia v literature. Bratislava, 2000.
   М. Баторова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Гронский, Йозеф Цигер" в других словарях:

  • Цигер Гронский Йозеф — (наст. фам. Цигер; 1896–1962) – словац. писатель. Род. в крест. семье. Получил пед. образование. Автор романов «Пророчество доктора Станковского» (1930), «Хлеб» (1931), «Семь сердец» (1934), сб. «Подполянские рассказы» (1932) и др. Наиболее… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Hrоnsky, Jozef Cíger —    см. Гронский, Йозеф Цигер …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»