Андрич, Иво это:

Андрич, Иво
(Иво Андрић/Ivo Andrić, 10.10.1892, г. Вышеград, Босния, Австро-Венгрия-13.03.1975, Белград, Югославия)
   сербский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1961). Детство провел в маленьком боснийском городке Вышеграде. После окончания гимназии (1911) до 1919 изучал литературу и историю в университетах Загреба, Кракова, Вены, Граца. Участвовал в движении “Молодая Босния”, члены которого подготовили убийство эрцгерцога Фердинанда. За политическую деятельность в 1914 был осужден австрийским судом, два года провел в тюрьмах Сплита, Шибеника и Марибора, затем несколько месяцев в изгнании. Амнистирован в 1917. Литературную деятельность начал как поэт, с 1911 печатался в периодической печати, в 1914 участвовал в сборнике “Хорватская молодая лирика”. В заключении и изгнании написал две книги стихов в прозе “Ex Ponto” (1918) и “Смятения” (“Немири”, 1920). С начала 1920-х в новообразованном Объединенном королевстве сербов, хорватов и словенцев избрал карьеру дипломата, однако в разные периоды жизни много времени отдавал литературному труду. Главные произведения А.- прозаические: это три исторических романа - “Травницкая хроника” (“Travnička hronika”), “Мост на Дрине” (“Na Drini ćuprija”) и “Барышня” (“Gospođica”, все изданы в 1945), - и сборники рассказов (“Рассказы” - “Приповетке”, 1924, 1931, 1936, 1948 и др.). В его произведениях психологизм, скрупулезное проникновение в реалии далеких эпох сочетаются с философским осмыслением действительности, с раскрытием основополагающих, концептуальных слоев “балканского мироощущения”.
   Ранний период творчества А. - поэтический - может быть соотнесен с экспрессионистскими тенденциями в сербском искусстве второй половины 1910-х, что позволило С.Винаверу* в своем “Манифесте экспрессионистской школы” (1920) включить А., наряду с М.Крлежей* и М.Црнянским*, в число трех главных представителей “современной югославянской экспрессионистской литературы”. Книги представляли собой собрания лирических фрагментов, патетически-медитативных размышлений, эскизных дневниковых записей, зарисовок, воспоминаний, эссеистических набросков в свободной ассоциативной форме. Их общая тональность - трагическое переживание собственного одиночества в мире, вера в ценность человека и в искусство, мессианский пафос и стремление уловить суть жизни, чтобы примириться с нею. Форма, которая во многом соответствовала новым тенденциям в искусстве, а также “просто феноменальная искренность” (Р.Вучкович) позволили современникам увидеть в поэзии А. отражение “смятений” и переживаний всего военного поколения. Война, эта, по словам А., “кровавая ложь и великое несчастье”, не могла быть оправдана победой. Сама победа устами А. разоблачалась как та же ложь, пробуждавшая в душах победителей низменные инстинкты. Но не меньший разоблачительный пафос вызывала в нем и послевоенная реальность. Страдание А. мыслил как имманентное человеческое состояние, считал, что оно станет еще острее в будущем, когда восторжествует коллективный “варваризм” и бездуховный “машинизм” нового времени; свобода представлялась ему стоическим соучастием во всеобщем страдании, радость - иллюзией, являющейся в пароксизме боли.
   Поколению, в предвоенный период воодушевленному идеей южнославянского единства, действительность новообразованного (в 1918) южнославянского государства казалась пародией на романтические идеалы юности. Большинство художников постепенно отказывалось от них, находя опору либо в марксистском подходе к действительности (Крлежа, Цесарец, Косор), либо в анархо-индивидуалистическом бунте (Уевич), либо в “мистике” индивидуальной души (Шимич, Крклец), либо в мистико-виталистических философских концепциях (Црнянский, Р.Петрович*, Винавер). Последние попытки отстоять прежние идеалы в новых условиях были предприняты сербскими, хорватскими и словенскими художниками в журналах “Забавник” (о. Корфу, 1917-1918) и “Литературный юг” (Загреб, 1918-1919). А. принимал в работе этих журналов самое деятельное участие как автор, редактор и критик. Погруженность А. в категории и идеи новейшей западноевропейской философии (в особенности “философии жизни”, экзистенциализма, философской антропологии), его мысль об универсально-космической взаимосвязанности всех существ и явлений мира казались современникам безошибочными признаками “экспрессионистичности” его сборников.
   В то же время сам А. к экспрессионистам себя не причислял и в своих критических статьях никогда не останавливался на этом понятии. В авангардизме его неизменно отталкивало отсутствие меры, он ощущал в нем нечто гротескное, неестественное, ложный пафос. Движение искусства он воспринимал как отказ от обязательного следования классическим, устоявшимся канонам и утверждал свободу художника в выборе художественных средств, при этом он видел относительность всего, что обозначалось термином “новое”. Главной движущей силой его творчества было стремление к красоте, истине и гармонии, которое принимало разные формы: вначале в духе эстетики “младобоснийцев” он стремился к синтезу новейших европейских художественных течений (прежде всего символизма и импрессионизма) и национально-патриотической проблематики с опорой на историю и мифологию; затем, в период создания поэтических сборников, последовательно отрицал авангардистские крайности, никогда не отрекался от “традиционного” искусства и искал выход из тупиков современности в общечеловеческой, философской глубине (за что некоторые называли его “современным классицистом”). На рубеже 1910-1920-х А. вновь обратился к национально-историческим истокам и создал свои исторические произведения в своеобразной “неоклассической” манере, в которой нашел преломление и опыт его экспрессионистской поэзии. В центре повествования А. всегда оказывалась индивидуальная человеческая судьба. Человек - это “соломинка среди бурь” - мог выстоять лишь благодаря стоическому упорству и соблюдению выработанных человечеством нравственных законов. Постоянные поиски гармонии привели А. к мысли о том, что разрыв связей между современностью и историей, между “новым” и “старым”, порождает хаос не только в духовной, но и во всех прочих сферах жизни общества, допустившего предательство по отношению к культуре.
   К жанру стихов в прозе, или лирико-медитативной прозы, А. продолжал обращаться на протяжении всей своей жизни, а затем частично собрал эти произведения в книге “Знаки вдоль дороги” (“Знакови поред пута”).
   Соч. Сабрана дела. Кн. 1-11. Београд, 1981; Сочинения. Т. 1-4. М., 1987; Знаки вдоль дороги. М., 1983; [Стихотворения]// Антология сербской поэзии*. М, 2008.
   Лит.: Grcevic F. Ivo Andric. Zagreb, 1962; Bandie M.I. Ivo Andric: zagonetka vedrine. Novi Sad, 1963; .1еремипД. Прети неверног Томе. Београд, 1965; Vuôkovic R. Velika sinteza. Sarajevo, 1974; Тартал>а И. Приповедачева естетика. Београд, 1979; Palavestra P. Skriveni pesnik. Beograd, 1981; Тартал>а И. Пут поред знакова. Нови Сад, 1991; Шутип М. Ветар и меланхол^а. Београд, 1998.
   М.Карасева

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Андрич, Иво" в других словарях:

  • АНДРИЧ Иво — (1892 1975) сербский писатель. В центре романов Мост на Дрине , Травницкая хроника (оба 1945), повестей ( Проклятый двор , 1954), рассказов, воссоздающих панораму общественной жизни Боснии на протяжении пяти веков, философское осмысление… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Андрич, Иво — АНДРИЧ Иво (1892 1975), сербский писатель. В романах “Мост на Дрине”, “Травницкая хроника” (оба 1945), повести “Проклятый двор” (1954) и рассказах, воссоздающих панораму жизни Боснии под чужеземным игом на протяжении пяти веков, философское… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Андрич Иво — (1892 1975), сербский писатель. В романе «Мост на Дрине», «Травницкая хроника» (оба 1945), повесть «Проклятый двор» (1954), рассказах, воссоздающих панораму жизни Боснии под чужеземным игом на протяжении пяти веков,  философское осмысление… …   Энциклопедический словарь

  • Андрич, Иво — Иво Андрич Ivo Andrić Дата рождения: 9 о …   Википедия

  • Андрич Иво — Андрич (Андри·) Иво (р. 10.10.1892, Травник, Босния), сербский писатель. Родился в семье ремесленника. За участие в национально освободительном движении был арестован австро венгерскими властями и интернирован (1914). Печататься начал в 1911.… …   Большая советская энциклопедия

  • АНДРИЧ Иво — (1892—1975), сербский писатель, общественный деятель. Романы, в т.ч. «Мост на Дрине», «Травницкая хроника», «Барышня» (все — 1945), «Омерпаша Латас» (неоконч., изд. 1976). Повести («Проклятый двор», 1954), рассказы. Путевые очерки, эссе …   Литературный энциклопедический словарь

  • Андрич Иво — …   Википедия

  • Иво Андрич — (хорв. Ivo Andrić, сербск. Иво Андрић; 9 октября 1892, дер. Долац Боснии и Герцеговины, Австро Венгрия 13 марта 1975, Белград, Югославия) югославский писатель и дипломат, родившийся на территории современной Боснии и Герцеговины. Единственный… …   Википедия

  • Андрич — Андрич  фамилия. Известные носители: Андрич, Иво (1892 1975)  югославский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Андрич, Срджян (р. 1980)  хорватский футболист. Андрич, Уилл (р. 1969)  российский менеджер и… …   Википедия

  • АНДРИЧ — Иво (1892 1975), сербский писатель. В романах Мост на Дрине , Травницкая хроника (оба 1945), повести Проклятый двор (1954) и рассказах, воссоздающих панораму жизни Боснии под чужеземным игом на протяжении пяти веков, философское осмысление… …   Современная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Андрич, Иво» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»