“Драма преображения”

“Драма преображения”
(“Wandlungsdrama”)
   то же, что и “Драма пробуждения” (“Erweckungsdrama”) - разновидность экспрессионистской драмы, характер и структура которой определяются актом “преображения” героя, трактуемым с различных религиозно-этических и философских позиций.
   Онтологически и идейно этот вид драмы связан с религиозно-философской “Драмой возвещения”*. Восходящая к тем же барочным истокам (иезуитской “драме обращения” и “драме исцеления”), эта художественная идея была воспринята и разработана ближайшим предшественником и театральным законодателем экспрессионизма А.Стриндбергом*. Однако, если стриндберговская драма изображает акт религиозного переживания и обращения героя - авторского alter ego - или же проникнута буддийской концепцией “просветления” (“Путь в Дамаск”, 1898-1904; “Большая дорога”, 1909), то экспрессионисты, восприняв глубоко индивидуальный опыт Стриндберга, вложили в разработанную им форму сугубо экспрессионистскую концепцию “нового человека”*.
   Утопия “преображения” типична для экспрессионизма, но характер ее неоднозначен. Драматургия 1910-х исполнена антивоенного и революционного пафоса, однако в идее преображения заложена не столько революционная, сколько этическая программа: утверждение любви как залога будущего пробуждения человечества (“Превращение” Э.Толлера*, “Род” и “Площадь” Ф. фон Унру*). Характерно наполнение этой программы религиозно-философским содержанием: христианским идеалом страдания и покаяния или же стриндберговской “игрой снов” и буддийской идеей “пробуждения” к духовной сверхреальности (“Голубая крепость” Э.Барлаха*, “Человек-зеркало” Ф.Верфеля*). Действие “Д.п.” концентрируется, как правило, вокруг радикального перелома в душе и судьбе героя. Этот перелом (нем. Aufbruch - порыв, отправление в путь), прорыв мощной душевной силы, пробуждение “я” - исходная точка внутреннего движения героя и действия драмы. Следующие ступени восхождения - искушение, преступление, наказание, искупление страданием и, наконец, полное духовное преображение, часто ценой физической смерти или безумия (“С утра до полуночи” Г.Кайзера*, “Нищий” Р.Зорге*). При этом в “Д.п.” часто используется заимствованный у Стриндберга структурообразующий принцип “драмы пути”* (“Stationendrama”) - “круг-путь” с зеркальной инверсией сцен, который в целом сохраняется, однако значительно упрощается или размыкается утопическим финалом (“Ад- Путь- Земля” Г.Кайзера). Сверхзадачей суггестивной экспрессионистской “Д.п.” является эмоционально-волевой катарсис, определяющий характерные драматургические и театральные эффекты: проповеднический пафос, высокий эмоциональный накал обращенных в зал монологов, экстатический финал и т.п.
   Лит.: Schrei und Bekenntnis. Expressionistisches Theater. Darmstadt, 1959; Expressionismus. Dramen in 2 Bdn./ Hg. K.Kändler. Berl.; Weimar, 1967; Der Expressionismus// Mann O. Geschichte des deutschen Dramas. Stuttgart, 1969; Expressionismus. Literatur und Kunst. Moskau, 1986.
   О. Мартынова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "“Драма преображения”" в других словарях:

  • Драма пробуждения —    см. Драма преображения …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • “Драма возвещения” — (“Verkündigungsdrama”; возможный русский перевод “Драма провозглашения”; “Verkündigung” значит также “Благовещение”)    форма драматургии и театрального представления в экспрессионизме, которая ориентируется на художественную прокламацию… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • “Драма пути” — (“Stationendrama”, по русски употребляются также различные описательные выражения, в том числе “драма состояний”)    драматургическое произведение, построенное в форме странствия героя, в котором каждая сцена или эпизод представляет собой пункт… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • ДРАМА — [греч. Ϫράμα], г. в Вост. Македонии, центр Драмской митрополии Элладской Православной Церкви. Следы первых поселений в окрестностях Д. относятся к раннему железному веку. В классическую эпоху, в V в. до Р. Х., на месте Д. существовал небольшой… …   Православная энциклопедия

  • “Я-Драма” — (Ich Drama)    форма лирической драмы, в которой объектом изображения служит не внешняя, объективная действительность, а внутренний, субъективный мир героя (автора). Возможные русские эквиваленты названия: монодрама, психодрама. Восходя… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Экспрессионистская драма — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Литература и экспрессионизм —    Новая система средств выразительности, разработанная экспрессионизмом, в силу своей неоднородности с самого начала ускользала от четких определений (И.Голль*: “Не стиль, а окраска души, которая для техников литературы до сих пор не поддалась… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Революция и экспрессионизм —    Отношение экспрессионистов к революции феномен крайне противоречивый. Выраставший в исторической ситуации начала XX в. экспрессионизм основывался на отрицании существующей реальности. Уже на ранней стадии своего развития, в годы перед I… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Театр и экспрессионизм —    Стилеобразующие и тематические признаки экспрессионизма возникают в немецкой драматургии и сценическом искусстве Германии уже в начале 1910 х, а в Австрии еще раньше. Театр, наряду с поэзией, живо воспринял новые творческие импульсы, шедшие от …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»