Зонненшайн, Гуго

Зонненшайн, Гуго
(Sonnenschein, Hugo)
(25.05.1889, Кюёв, Словакия [Австро-Венгрия] - 20.07.1953, лагерь строгого режима, Миров, Чехословакия; с 1915 публиковался под псевдонимом “брат Сонька” - “Bruder Sonka”)
   поэт, издатель. Потомок выходца из еврейского гетто и дочери немецкого пастора 3. вырос на границе разных культурных традиций: словацкой, чешской и австрийско-немецкой; крестьянской, провинциально-городской, люмпен-пролетарской, авангардно-богемной - все они отразились в его жизни, творчестве и разнообразной общественной деятельности. С восемнадцати лет он бродяжничал, объездил всю Европу; в 1913-1934 постоянно бывал в Вене. В 1920 3. был делегатом “Союза коммунистических групп” (“Verband der kommunistischen Gruppen”) Чехословакии на Втором Всемирном конгрессе Коммунистического Интернационала в Москве, в 1921 участвовал в создании КПЧ; в 1921-1927 состоял в Коммунистической партии Австрии (исключен как троцкист), до 1939 поддерживал контакты с Л.Троцким (переписка сохранилась частично).
   3., по его собственным словам, был “чужим на родине, зато везде, за ее пределами чувствовал себя как дома”. Мировоззренчески он развивался от анархического миссионерства к революционному социализму; эстетически он пытался выразить космическую неприкаянность бродяги, свободного от всех общественных догм и религиозно-гуманистических традиций, но социально и материально закрепощенного и потому постоянно бунтующего: “Живу лишь радостью минутной / Бесцельно по свету кружусь / Целую только проституток /Ив школе облаков учусь” (“Curriculum vitae”, “Жизнеописание”, 1907). В 1907-1937 3. издал двадцать сборников стихотворений, в том числе “Словацкие песни” (“Slowakische Lieder”, Wien, 1909; сборник был высоко оценен X.Баром и С.Цвейгом), “Я бог, маесовый угар и бессилие” (“Ichgott, Massenrausch und Ohnmacht”, 1910), “Легенда о страстотерпце Соньке” (“Die Legende vom weltverkommenen Sonka”, 1920), “Был один анархист” (“War ein Anarchist”; сборник получил высокую оценку О.Лёрке*) и др. Через ранние сборники проходит образ Иисуса Христа, длинноволосого “юноши”, раннего идеолога анархизма, проповедующего свое прекраснодушное утопическое учение вопреки всем реалиям прошлой, современной и будущей истории человечества. Лирический герой 3. подхватывает эту традицию вольной проповеди утопического братства и стремится - с позиции бродяги и люмпена - “пробудить мир ото сна” и перестроить его так, чтобы всем голодным и обездоленным жилось хорошо и вольно. Эти мысли варьируются в разных жанрах (песня, баллада, сонет, стихотворение с элегической или сатирической окраской и т.д.), сначала в оптимистических, а затем в пессимистических тонах. Поэт вступает в диалог с Богом, спорит с ним, приходит в отчаяние.
   Публиковавшийся в экспрессионистских журналах 3. принадлежал к леворадикальному течению в австрийском экспрессионизме. В 1918 основал в Вене (совместно с А.Эренштейном*, Ф.Верфелем, Я.Морено-Леви* и Ф.Ламплем) “Товарищеское издательство” (“Genossenschaftsverlag”), которое издавало с 1918 экспрессионистские журналы социалистической ориентации “Даймон”*, “Новый Даймон”, “Спутники” (“Die Gefährten”, 1920-1922). В этих журналах - в допустимых цензурой пределах - предлагалась программа “трансформации мира войны в мир социальной справедливости”, впервые в австрийской литературе делались попытки синтеза социалистических идей с модернистскими эстетическими установками. Именно это сочетание заставило К.Крауса* развернуть в “Факеле” беспрецедентную критику всего круга авторов “Товарищеского издательства”.
   С 1929 3. был секретарем австрийской секции Союза защиты немецких писателей (ее возглавлял О.М.Фонтана*, которого нацисты с 1933 пытались использовать в своих целях). 3., выступавший в речах и статьях этого периода (в том числе и в ПЕН-клубе) за более активную поддержку преследуемых немецких писателей, попал в список запрещенных авторов, его книги подлежали уничтожению. В 1934 его заставили покинуть Австрию. Он вернулся в Чехословакию, при фашистах жил нелегально с фальшивым паспортом; в 1943 был арестован и заключен в концлагерь Освенцим; освобожден Советской армией в январе 1945, но в мае 1945 арестован по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Погиб в лагере.
   Соч.: Geuse Einsam von Unterwegs. Wien; Leipzig, 1912; Erde auf Erden. Wien; Prag; Leipzig, 1920, 1973; Slowakische Heimat. Prag, 1920; Die goldenen Ritter der Freiheit. Tagebuch meiner Kuttenberger Haft. Wien, 1921; Nichts als Brot und Freiheit. Prag, 1935; Meine slowakische Fibel. Prag, 1935; Der Weg zur Freiheit. Mit Holzschnitten von Masereel. Bratislava, 1937; Schritte des Todes. Traumgedichte. Zürich, 1964.
   Jlum.\ Serke I. Hugo Sonnenschein// Serke I. Böhmische Dörfer. Wien, 1987; Wilde D. Hugo Sonnenschein - Sonka. Studien zu Biografíe und Werk. Wien, 1995.
   А.Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Зонненшайн, Гуго" в других словарях:

  • Sonnenschein, Hugo —    см. Зонненшайн, Гуго …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»