Йожеф, Аттила

Йожеф, Аттила
(József, Attila)
(11.04.1905, Будапешт - 03.12.1937, Балатонсарсо)
   венгерский поэт. Сын мыловара, бросившего жену с малолетним ребенком, и рано умершей прачки, Й. провел детство и юность в крайней нищете. Сумев поступить (1924) на венгеро-французское отделение Сегедского университета, он вскоре был вынужден его покинуть, обвиненный в безбожии и анархизме за стихотворения “Бунтарь Христос” (“A lazado Krisztus”) и “С чистым сердцем” (“Tiszta szívvel”). Гуманные ноты первых сборников Й. (“Попрошайка красоты”, “Szépség koldusa”, 1922; “Не я кричу”, “Nem én kiáltok”, 1924; “Ни отца, ни матери”, “Nincsen apám, se anyám”, 1929) восходили к лирике Д.Юхаса, мятежная символика - к Э.Ади. Вместе с тем, богоборческие, социально-мятежные мотивы и порыв к новому, гармоническому человеку навеяны уже экспрессионизмом, с которым Й. познакомили творчество Л.Кашшака*, поэтическая антология И.Голля* “Пять континентов” (“Les cinq continents”) и почерпнутые в Вене (1925) литературные впечатления; а пребывание в Париже (1926) познакомило его с сюрреализмом. Многие стихи Й. и по форме, и по содержанию - от гимнов силе и молодости до бунтарских угроз - носили явный отпечаток именно экспрессионистской поэтики. Нерифмованные строки стихотворения “К Господу взываем” (“Kiáltunk Istenhez”, 1923) интонационно и метафорически прозаизированы: мольбы срываются на крик, а смиренно-возвышенное заземляется, даже профанируется через “низкое”, заурядно-бытовое (“Господи! Будь нашей теплой, чувствительной кожей, / ибо нас свежуют... / О, будь, / дабы страдания скатывались с нас, / как с гуся вода...” и т.п.). Стихотворение “Славный летний вечерок” (“Szép nyári este van”, 1924) строится на распространенном в экспрессионистской урбанистике уравнивании вещей и людей посредством “одушевления” первых и обезличения вторых (“воют перепуганно заводы / мечутся пролетки взад-вперед / стены и переулки заворачивают/и плакаты всякие раскачивают, / и везде кругом, куда ни глянь ты, / пробегают люди-транспаранты...”, перевод Л.Мартынова). Создается картина хаотичного мельтешения, порабощения человека современным городом.
   В то же время у Й. в альтруистическом и остро-протестующем духе преломлялись венгерский песенный фольклор, описательный (“социографический”) реализм так называемых “народных писателей” и, наконец, - тоже отчасти выраставшая из экспрессионизма - революционно-пролетарская агитационная традиция (конфискованный сборник “Пни корчуй и не скули”, “Döntsd a tokét, ne siránkozz”, 1931 и последующие: “Ночь окраины”, “Külvárosi éj”, 1932; “Медвежий танец”, “Medvetánc”, 1934). В начале 1930-х поэт принял энергичное участие в организационно-просветительной работе подпольной венгерской коммунистической партии. Но ее функционеры, недовольные увлечением Й. фрейдизмом и его требованиями (еще до VII конгресса Коминтерна) создать единый антифашистский фронт, отстранили его от партийной деятельности. Коммунистический догматизм, угроза фашизма, одиночество, литературное непризнание, постоянное безденежье, - все это, наряду с душевной болезнью, откликнулось в последнем сборнике Й., где стойкий антифашизм переплелся с глубоким отчаянием (“Очень больно”, “Nagyon fáj”, 1935), и привело поэта к самоубийству.
   Соч.: József А. Összes müvei. I-IV. kk. Budapest, 1967; Антология венгерской поэзии. M., 1952; ЙожефА. Стихи. M., 1962, 1980; Венгерская поэзия. XX век. М., 1982.
   Лит.: JózsefJ. József Attila élete. Budapest, 1940; József Attila emlékkonyv. Budapest, 1957; Rêvai J. József Attila koltészétérol // József Attila. 1905-1937. Budapest, 1958; Szabolcsi M. Fiatal életek indulója. Budapest, 1963; Agárdi P. A szocializmus mint koltészet // “Vár egy új világ”. Budapest, 1975; Szabolcsi M. Erik a fény. Budapest, 1977; Németh A. József Attiláról. Budapest, 1989; Irodalomismeret, 1992, 2-3.sz. (József Attilaszám); Deréky P. Ungarische Avangarde-Dichtung in Wien 1920-1926. Wien; Köln; Weimar, 1991; РоссияновО. Два века венгерской литературы. М., 1997.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Йожеф, Аттила" в других словарях:

  • ЙОЖЕФ Аттила — (1905 37) венгерский поэт. Бесправие рабочих, неприятие капитализма, режима Хорти основные темы сборников стихов Не я кричу (1924), Ночь окраины (1932), Очень больно (1936) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Йожеф Аттила — (József) (1905 1937), венгерский поэт. Неприятие капитализма, фашизма, протест против бесчеловечности  основные темы его интеллектуально насыщенной, впитавшей элементы фольклора лирики: сборники стихов «Не я кричу» (1924), «Ни отца, ни матери»… …   Энциклопедический словарь

  • Йожеф, Аттила — Аттила Йожеф …   Википедия

  • Йожеф Аттила — Йожеф (Jozsef) Аттила (11.4.1905, Будапешт, ‒ 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. «Попрошайка… …   Большая советская энциклопедия

  • Йожеф Аттила — Аттила Йожеф (венг. József Attila, 11 апреля 1905, Будапешт  3 декабря 1937, Балатонсарсо)  венгерский поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество и признание 3 …   Википедия

  • ЙОЖЕФ Аттила — ЙОЖЕФ (József) Аттила (1905—1937), венгерский поэт. Чл. Коммунистич. партии Венгрии с 1930. Сб. стихов «Не я кричу» (1925), «Ночь окраины» (1932), «Очень больно» (1936).■ Родина моя. Стихи, М., 1968; Стихи, М., 1980 …   Литературный энциклопедический словарь

  • Йожеф — Йожеф, Аттила Аттила Йожеф …   Википедия

  • Йожеф А. — Аттила Йожеф (венг. József Attila, 11 апреля 1905, Будапешт  3 декабря 1937, Балатонсарсо)  венгерский поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество и признание 3 …   Википедия

  • Йожеф — (Jozsef)         Аттила (11.4.1905, Будапешт, 3.12.1937, с. Балатонсарсо), венгерский поэт. Член Коммунистической партии Венгрии с 1930. Сын рабочего. Учился в Сегедском и Венском университетах и в Сорбонне. В первом сборнике Й. «Попрошайка… …   Большая советская энциклопедия

  • Йожеф (József) Аттила — (1905—1937), венгерский поэт. Неприятие капитализма, фашизма, протест против бесчеловечности — основные темы его интеллектуально насыщенной, впитавшей элементы фольклора лирики: сборники стихов «Не я кричу» (1924), «Ни отца, ни матери»… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»