- Йосс, Курт
- (Jooss, Kurt)(12.01.1901, Вассеральфинген, Вюртемберг - 22.05.1979, Хейльбронн)немецкий танцовщик, балетмейстер и педагог. Сын владельца крупной фермы и пивоварни. В 1919 поступил в Штутгартскую консерваторию (Высшую музыкальную школу), где начал обучаться пению, специализируясь также по классу фортепиано и гармонии и параллельно занимаясь дикцией и театральным искусством. Решающее влияние оказали на него встреча в 1920 с Р.Лабаном и постановки М.Вигман. Й. поступил в труппу Лабана, а в 1924 начал самостоятельную работу в качестве “постановщика движения” в муниципальном театре Мюнстера, известном своими авангардистскими спектаклями. Подготовленные им для хореографических программ номера - “Персидская сказка” (на музыку Веллеса, 1924), “Демон” (на музыку П.Хиндемита, 1925) и др. - отмечены влиянием поэтики экспрессионизма и других направлений авангардного искусства, в частности, сюрреализма.Одним из первых осознав необходимость синтеза свободного и классического танца (а также пантомимы и других средств сценической выразительности), Й. продолжил изучение техники и традиций классического балета в Париже и Вене. В 1927 вместе с балетмейстером З.Ледером он основал в Эссене школу “Фолькванг” с отделением танца, преобразованным в 1928 в “Фолькванг танцтеатер”, которым руководил, одновременно возглавляя балетную труппу в эссенской Опере (1930-1933). Здесь Й. поставил ряд балетов в экспрессионистской манере: “Король Дроздобород” (на музыку В.А.Моцарта, 1929), “Комната № 13” (на музыку Ф.Коэна, 1929), “Павана” (на музыку М.Равеля, 1929), “Петрушка” (на музыку И.Стравинского, 1930), “Коппелия” (на музыку Л.Делиба, 1931), “Блудный сын” (на музыку С.Прокофьева, 1931).Й. проявил себя как балетмейстер-новатор, стремившийся к отражению в танце проблем современности, к его сближению с действительностью. Считая, что танец способен не только нести большое духовное содержание, но и противостоять разрушительным силам, Й. расширил тематику своих постановок, выводя ее за пределы традиционных балетных образов и сюжетов и обращаясь к острым политическим темам. Эти тенденции наиболее ярко воплотились в балете “Зеленый стол” (“La Table Verte”, музыка Ф.Коэна), премьера которого состоялась в Париже в 1932 в рамках Международного конкурса хореографов. Соединивший в себе эстетическое и идейно-тематическое новаторство, “Зеленый стол” был удостоен первой премии. Став вершиной творчества балетмейстера, он признан эталонным произведением экспрессионистского балета и поныне сохраняется в репертуаре театров, в том числе и основанных на традициях классического балета. “Зеленый стол” построен как серия картин, обрамленных небольшой интродукцией и повторяющим ее “эпилогом”. В первой сцене по обе стороны покрытого зеленым сукном стола, как у разделительной черты, расположились дипломаты, обсуждающие судьбы человечества. Пластическая основа сцены - гиперболически стилизованные бытовые движения и жесты. Ансамбль то отшатывается от стола, то склоняет головы в согласие, иногда над ними вскидываются чьи-то указующие персты и кулаки или чокаются невидимыми бокалами руки в белых перчатках. В сатирической сцене кривляются гротескные безжизненные маски, заводные манекены. Нарочитая утрировка движений подчеркивает бессмысленность дипломатической игры, которая прикрывается мнимыми заботами о судьбах человечества. Картина получает подспудно ожидаемое и все же неожиданное разрешение: оглушительный выстрел пистолета возвещает начало войны.Последующие эпизоды рисуют картины военных бедствий: проводы солдат на фронт, жестокие батальные сцены, горе женщин и, наконец, печальное возвращение уцелевших среди всеобщего хаоса и разрушения. Сценические образы создаются преимущественно средствами свободного танца - тяжелого, с падениями, ползками, катанием по полу, но и с отдельными элементами классического балета (па-де-де молодого солдата и девушки), а также с вкраплением бытовых движений, жестов и поз.Военные сцены проходят под надзором Смерти, партию которой исполнял сам Й. Она - воплощение разрушительных, враждебных человеку сил, реминисценция мистерий и образов немецкой графики от Средневековья до Дюрера, и в то же время - важнейший в балете элемент экспрессионистской эстетики, который выводит действие на уровень обобщений универсального порядка. Равнодушная к человеческому горю Смерть повелевает судьбами человечества, а собравшиеся за зеленым столом дипломаты - лишь ее жалкие прислужники. Балет завершается репризой начальной сцены. В контрапунктном звучании издевки и подлинного трагизма выражен страстный протест против войны и порождающего ее мироустройства.С приходом нацистов к власти в Германии в 1933 Й., попавший в число неблагонадежных лиц, отказался от требования приспособить свои постановки к пропагандистским целям нацизма и исключить из труппы евреев. Спасаясь от ареста, он вместе с труппой эмигрировал из Германии. Обосновавшись в Англии, он вновь открыл балетную школу и поставил ряд балетов в экспрессионистском стиле, которому остался верен на протяжении всего творческого пути, обращаясь при этом как к классической музыке, так и к произведениям современных композиторов. В их числе - “Семь героев” (музыка Г.Пёрселла в обработке Ф.Коэна, 1933); новая постановка “Блудного сына” (музыка Ф.Коэна, 1933); “Компания на постоялом дворе” (музыка Л. ван Бетховена в обработке Кука, 1943) и др., с этими постановками труппа выезжала на гастроли в Западную Европу и в Америку. Труппа распалась в 1947. По возвращении на родину в 1949 Й. осуществлял постановки в различных театрах Германии и других стран, участвовал в музыкальных фестивалях, в частности, с 1968 по 1973 в Зальцбурге. Погиб в автокатастрофе. Теоретические разработки и творческая практика Й. оказали большое влияние на развитие искусства танца в XX в., особенно свободного танца.Лит.\ Moore L. Artists of the Dance. London, 1969; Dictionnaire du ballet moderne. Paris, 1957; Балет. Энциклопедия. M., 1981.M. Коренева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.