Kортнер, Фриц это:

Kортнер, Фриц
(Kortner, Fritz)
(12.05. 1892, Вена - 12.07.1970, Мюнхен)
   немецкий актер, режиссер, автор пьес и киносценариев. Будучи питомцем школы венского Бургтеатра, он, тем не менее, работал преимущественно в Германии, оказав, в особенности после возвращения из эмиграции, большое влияние на развитие немецкого театрального искусства.
   К., самая яркая личность среди актеров-экспрессионистов, дебютировал в мангеймском Национальном театре (1910), затем играл небольшие роли в Берлине, с 1917 в венском театре Фольксбюне, затем вновь - в Берлине, в Альберт-театре в Дрездене, опять в Вене (Филипп в “Дон Карлосе” и Франц Моор в “Разбойниках” Шиллера, Ирод в “Ироде и Мариамне” Хеббеля), в 1919 - в гамбургском театре Каммершпиле, откуда его пригласили в берлинский театр “Трибюне”, где в постановке “Преображения” Э.Толлера* он исполнил главную роль, обратив на себя внимание всей берлинской критики. “Это яростное словоизвержение, пропитанное потом чувств. Это новый человек. Вперед!” (А.Керр).
   К. стал протагонистом не только в постановках экспрессионистских пьес, но и в классических спектаклях Л.Йеснера* в Государственном театре, где он выступал в 1919-1923 и в 1926-1930. Лучшие из ролей тех лет: наместник Гесслер в “Вильгельме Телле” Шиллера (1919) и Ричард III в одноименной пьесе Шекспира. К. не давал увлечь себя безоглядной экспрессией, свидетельством чего являются его Гамлет (1926), Шейлок (в драме Шекспира “Венецианский купец”, 1927) и Эдип (1929).
   Обострение политической обстановки, угрожающий рост антисемитизма толкали К. к социал-демократам. В 1933 он эмигрировал, в 1938-1949 жил в США, где изредка играл в кино, писал сценарии и выступал в качестве эксперта по политической тематике. По возвращении на родину он взялся за искоренение “рейхсканцелярского стиля”, утвердившегося на театре в годы гитлеризма, создал ряд классических ролей, а затем целиком посвятил себя режиссуре. Он блестяще ставил спектакли в крупнейших театрах ФРГ и Австрии, но руководства театром ему не доверяли: слишком он был радикален и своеобычен.
   “Фриц Кортнер вышел из низов, - пишет А.Броннен*, - из среды униженных и оскорбленных. Особенно могуч он бывал там, где можно было ярко выявить или подчеркнуть свое происхождение. Экспрессионизм никогда не был для него стилем, но всегда - протестом. Вероятно, поэтому он дольше других оставался активным экспрессионистом”.
   Соч.: Aller Tage. München, 1958; Letzten Endes. 1971.
   Лит.: Rühle G. Theater für die Republik im Spiegel der Kritik: Überarbeitete Neuauflage. Bd. 1-2. Frankfurt a. M., 1967; Schäfer Т.Н. Fritz Kortner. Wien, 1975; Brand M. Fritz Kortner in der Weimarer Republik. Rheinfelden, 1981.
   В.Клюев

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Kортнер, Фриц" в других словарях:

  • Kortner, Fritz —    см. Kортнер, Фриц …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»