- Краус, Карл
- (Kraus, Karl)(18.04.1874, Йичин в Чехии, Австро-Венгрия - 12.06. 1936, Вена, Австрия)австрийский писатель, критик, публицист, издатель. С трех лет постоянно жил в Вене. По желанию отца, владельца бумажной фабрики, изучал в 1892-1896 юриспруденцию, философию и германистику в Венском университете, который так и не окончил. В 1892-1898 активно сотрудничал в австрийской и немецкой печати. В 1899 основал собственный журнал “Факел” (“Die Fackel”, 1899-1936, всего 922 номера), в котором подавляющая часть материалов (особенно после 1911) была написана им самим. В 1899 К. порвал с иудаизмом, в 1911 принял католичество, в 1923 публично заявил о своем выходе из католической церкви (в знак протеста против ее позиции в I мировую войну и поощрения массовой культуры). При этом К. никогда не был ни атеистом, ни революционером, скорее его можно назвать традиционалистом и консерватором.Уникальное положение К. в истории австрийской общественной мысли определяется тем, что, оставаясь в рамках официальной идеологии (журнал “Факел” не подвергался цензурным запретам и гонениям ни при одном из государственных режимов в Австрии), он в то же время был самым острым и непримиримым критиком современной ему австрийской действительности и идеологии. Он разоблачал коррупцию во всех сферах общества, двуличную роль буржуазной прессы, журналистики и частью литературы. Он был своего рода одиночкой, готовым в любой момент выступить против всякой односторонности, что постепенно привело к разрыву со многими друзьями и, начиная с 1920-х, ко все большей изоляции. Вполне справедливы слова Ф.Ведекинда*, сказанные еще в 1913: “Краус - самый мужественный борец Австрии”. Идеи экспрессионизма не могли не отразиться и в его творчестве, хотя он вступал в дискуссии со многими экспрессионистами, а затем и решительно дистанцировался от них.Объективные предпосылки для сближения К. с будущими экспрессионистами были сформулированы им уже в эссе “Разрушенная литература” (“Die demolierte Literatur”, 1896), направленном против “молодой Вены” и искусства “fin de siècle” (“конца века”). В журнале “Факел” К. развертывал беспрецедентную критику различных сторон жизни австрийского общества, безжалостно обрушивался на писателей, вольно или невольно становившихся пособниками коррупции. С 1908 (эссе “Апокалипсис”) он постоянно пишет о том, что бездуховное состояние современного общества и его культуры должно неизбежно привести к всемирно-исторической катастрофе. Неприятие буржуазного общества и апокалиптические предчувствия роднят К. с экспрессионистами. В журнале “Факел” (а также, используя и другие возможности) он активно публикует и пропагандирует произведения Ф.Ведекинда, Э.Ласкер-Шюлер*, Г.Тракля*, Ф.Яновица*, Ф.Верфеля*, А.Эренштейна* и других экспрессионистов, многим из них он открыл путь в литературу, некоторых поддерживал и материально.В годы I мировой войны К. объединяли с экспрессионистами неприятие шовинизма и всех его ура-патриотических проявлений в литературе. К. поддержал морально и материально создание экспрессионистских журналов “Штурм”* и “Акцион”*, хотя довольно скоро отмежевался от них. Одним из поводов для отчуждения стали публикации манифестов футуристов в “Штурме”. К. очень болезненно реагировал на факты решительного разрыва с классической традицией, характерные для экспрессионизма, и по мере того, как в творчестве молодых писателей формальные эксперименты обретали все более самодовлеющий характер, оценки К. становились все более суровыми. Отчетливо это неприятие выразилось в стихотворении “Школа поэтов” (“Dichterschule”, 1920), направленном против вступивших на литературную арену дадаистов. Заметное место в размежевании с экспрессионистами занимает полемика вокруг Г.Кульки*. “Активизм” в экспрессионизме с самого начала был для К. неприемлем по мировоззренческим причинам. Расхождения с экспрессионистами привели и к отказу от сотрудничества с издателем К.Вольфом*, организовавшим (по просьбе К.) специальное “Издательство произведений Карла Крауса (Курт Вольф)”, где в 1916-1920 было опубликовано четырнадцать его книг.Художественное творчество К. столь же амбивалентно по отношению к экспрессионизму, как и его публицистика. Дальше всего от экспрессионистской поэтики отстоит его лирика, которую Р.Музиль считал “ахиллесовой пятой” К. Ближе всего связана с экспрессионизмом его драматургия; в первую очередь, это грандиозная “трагедия в пяти актах с прологом и эпилогом” “Последние дни человечества” (“Die letzten Tage der Menschheit”, 1915-1917, опубликована 1919 в “Факеле”, доработанное книжное издание 1922), состоящая из 220 сцен, в которых участвует свыше 500 действующих лиц. В этой трагедии не только используется и развивается опыт монтажа и воссоздается экспрессионистская метафора “конца света”, но и демонстрируются приемы будущего документального театра, а также разрабатывается система стилевых и режиссерских установок, предваряющих эпический театр Б.Брехта* (например, в его пьесах “Страх и отчаяние Третьего рейха” (“Furcht und Elend des Dritten Reiches”).Соч.: Die Fackel. 39 Bde. München, 1968-1973; Frühe Schriften. 2 Bde. München, 1979; Schriften. 20 Bde. Frankfurt а. M., 1986-1991.Лит.: Kerry О. Karl Kraus-Bibliographie. München, 1970; Fischer J.M. Karl Kraus. Stuttgart, 1974; KohnK. Karl Kraus. Stuttgart, 1976; Pfabian A. Karl Kraus und der Sozialismus. Eine politische Biographie. Wien, 1976; Timms E. Karl Kraus-Apocalyptic Satirist. Culture and Catastrophe in Habsburg Vienna. New Haven, 1986; Krolop К. Sprachsatire als Zeitsatire bei Karl Kraus. Berlin, 1987; Karl Kraus. Ästhetik und Kritik. Beiträge des Kraus-Symposiums Poznan. München, 1989; Zohn H. Karl Kraus und Expressionismus // Expressionismus in Österreich. Die Literatur und die Künste / Hg. K.Amann und A.A.Wallas. Wien; Köln; Weimar, 1994; Hayменко А. Творческий метод Карла Крауса-драматурга. Дисс. М., 1975.А.Гугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.