- Бар, Герман
- (Bahr, Hermann)(19.07. 1863, Линц - 15.01.1934, Мюнхен)австрийский прозаик, драматург, теоретик литературы и искусства. Сын нотариуса. Закончил гимназию бенедиктинцев в Зальцбурге. Изучал право, классическую филологию в университетах Вены и Черновиц, с 1884 по 1887 - политэкономию в Берлинском университете. Сблизился с социал-демократическим движением, увлекся теорией марксизма, в котором его интересовала не столько политико-экономическая, сколько философская составляющая.В Берлине Б. знакомится с теорией и практикой натурализма - в нем его привлекли критика буржуазной морали и понимание искусства как средства духовного обновления личности. Главной задачей человека он считал максимальное достижение индивидуальной свободы и независимости в духе ницшеанской “философии жизни”. Из написанных Б. в те годы произведений самым значительным стала драма “Новые люди” (“Die neuen Menschen”, 1887) - ее герои самим фактом своего появления указывали на изменение общественных отношений.Свои взгляды на современное искусство Б. изложил в многочисленных эссе, в известной степени явившихся результатом осмысления новейшей французской литературы и живописи во время пребывания в Париже в 1888-1889, и объединенных в сборниках “Критика модерна” (“Zur Kritik der Moderne”, 1889), “Преодоление натурализма” (“Die Überwindung des Naturalismus”, 1891) и др. Б. расширяет понятие “модерн” (die Moderne), понимавшееся представителями натурализма как обращение искусства к проблемам современной жизни; по его убеждению, быть современным значит суметь разрешить конфликт между новым содержанием и старой формой в пользу новой формы, адекватной мировоззрению эпохи. Он считает, что натурализм исчерпал свои возможности и более не отвечает требованиям времени, и ведет по этому поводу длительную полемику, в частности, с К.Краусом*. Новое направление в искусстве (импрессионизм) Б. связывает с обновлением психологического метода (эссе “Новая психология”, “Die neue Psychologie”, 1889), призванного преодолеть односторонность натурализма, перенеся натуралистический метод отражения действительности как “правды жизни” на внутренний мир человека с целью показать “правду чувства”. Б. попытался реализовать эти принципы в своем первом романе “Хорошая школа. Душевные состояния” (“Die gute Schule. Seelenzustände”, 1890).Сюжет выполнял в нем подчиненную роль, а использование внутреннего монолога предполагало непосредственное проникновение во внутренний мир героя, минуя посредническую роль автора. Негативная реакция берлинских критиков на этот роман и другие произведения Б., в которых сказался его новый взгляд на натурализм (сборник новелл “Конец века”, “Fin de Siècle”, 1890; драма “Мать”, “Die Mutter”, 1891), явилась причиной его возвращения в Вену. С 1894 Б. - издатель политико-экономического и научно-художественного еженедельника “Цайт” (“Die Zeit”, “Время”); в 1890-е он сыграл существенную роль в преодолении регионализма австрийской литературы и немало способствовал известности группы “Молодая Вена” (“Das junge Wien”) А.Шницлера, Г. фон Гофмансталя, П.Альтенберга и др.В 1906 Б. принимает предложение Макса Рейнгардта занять должность режиссера в берлинском “Дойчес театер” и на два года покидает Вену. Сквозная идея всех произведений Б. этого времени (пьесы “Санна”, “Sanna”, 1905; “Другая”, “Die Andere”, 1906; “Несчастный глупец”, “Der arme Narr”, 1906 и др.) - “пробуждение” личности, отягощенной “чувством вины за то, что живет”, и покорностью судьбе, к настоящей, самоценной и полноценной жизни, в которой природа человека находится в согласии с его независимым духом, и личность сможет “реализовать свою сущность”, то есть стать “полезной другим людям”. Заявляя эту тему, Б. предвосхитил появление многих образцов экспрессионистского искусства. Эта тема в сочетании с идеей всеобщей религиозности, основанной на признании доброты как основополагающего начала человеческой природы и призывом создать союз любви и добра, который объединил бы все человечество, находит развитие в романе Б. “О, человек!” (“О Mensch!”, 1910) и в комедии “Принцип” (“Das Prinzip”, 1912). К разряду богоискательских относятся эссе “Переоценка ценностей” (“Inventur”, 1912), где Б. изображает конфликт между разумом и верой, разрешившийся для него лично в 1912 возвращением в лоно католической церкви, и автобиографический роман “Вознесение” (“Hirnmelfahrt”, 1916), призывающий человека XX в. отказаться от бессмысленного следования модным “измам” и с помощью религии найти прочную основу в самом себе. Б. смещает центр тяжести с идеи универсального религиозного духа на посредническую роль церкви. Его произведения этого периода характеризуются яркой эмоциональностью и силой экспрессивного выражения, что достигается средствами эллиптического синтаксиса, использованием символики цвета, пантомимы и жестов. Они часто не имеют сквозного сюжета и приближаются по технике к драме пути* (Stationendrama), и в стилистическом плане до известной степени уже соответствуют принципам художественной системы экспрессионизма. В эссе “Экспрессионизм” (“Expressionismus”, 1916) Б. попытался дать теоретическое обоснование экспрессионизма. Усматривая в его программных положениях идеи Гете о назначении искусства “творить жизнь, создавать то, что человеку потребно и должно видеть, а не то, что он привык видеть”, он говорит не просто о новом искусстве или новой философии, но о “новой религии”, поскольку художники изображают “спасение человечества”, обездушенного современной цивилизацией, “помогая ему вновь обрести себя с помощью все упорядочивающего разума”. Б. анализирует экспрессионизм, сопоставляя его с импрессионизмом и привлекая в качестве основы для сравнения в первую очередь идеи Гете о двух способах видения: “Sehweisen”, внешнем и внутреннем видении. Импрессионист, изображающий явление только с помощью органов чувств, пассивен: он - “эхо мира”. Экспрессионист видит “глазами разума” и творит свой мир. Б. не абсолютизирует значение нового направления в искусстве, указывая на его односторонность: “экспрессионист не способен слышать мир”. По его мнению, необходимо использовать преимущества и того, и другого художественного направления, восприимчивость импрессиониста и формотворчество экспрессиониста. Однако, начиная с 1918, Б. уже критически оценивает экспрессионизм, утративший, по его мнению, “первоначальную целостность и содержательность”, так и не достигнув тех вершин, к которым стремился: найти и взрастить гениев, способных затмить талант предшественников. Интерес Б. к экспрессионизму связан отныне прежде всего с необарокко, призванным в качестве органичного продолжения экспрессионизма осуществить то, что последнему не удалось: “Не навязывать искусству закон, придуманный художником, а обратиться к тому, что присуще ему от природы”. Б. связывал новые тенденции в развитии послевоенной литературы с появлением качественно нового поколения, которое только и сможет породить новые формы в искусстве, не обремененные грузом традиции.С 1912 по 1922 Б. жил в Зальцбурге, представлявшемся ему олицетворением австрийского духа, покинув его на короткое время в 1918, чтобы возглавить венский Бургтеатер. В 1922 он переезжает в Мюнхен. В последний период творческой деятельности он дистанцируется от непосредственного анализа современной литературы, пытаясь постичь ее характер через призму европейского классического наследия, прежде всего античности и австрийской культурной традиции, и занят развитием своих идей о самоценности и особой миссии Австрии в европейском культурном ареале. Эти идеи нашли воплощение в эссе “Лабиринт современности” (“Labyrinth der Gegenwart”, 1929); дневниках “Любовь живых”, (“Liebe der Lebenden”, 1923); “Волшебный жезл” (“Der Zauberstab”, 1924-1926); романах “Сад в душе” (“Der inwendige Garten”, 1927); “Рай на земле” (“Himmel auf Erden”, 1928); “Австрия в вечности” (“Österreich in Ewigkeit”, 1929) и др.Соч.: Der neue Stil. Frankfurt a. M., 1893; Studien zur Kritik der Moderne. Frankfurt a. M., 1894; Renaissance. Neue Studien zur Kritik der Moderne. Berlin, 1897; Secession. Wien, 1900; Um Goethe. Wien, 1917; Selbstbildnis. Berlin, 1923; Sendung des Künstlers. Leipzig, 1923; Экспрессионизм. M., 1919.Лит.: Muckermann F. Von Hermann Bahr und der Psychologie des Expressionismus // Der Graal 14, 1920; Chastel E. Hermann Bahr. Son oeuvre et son temps. Lille, 1978; Daviau D.G. Der Mann von Übermorgen. Hemiann Bahr 1863-1934. Wien, 1984; Daviau D.G. Hermann Bahr und der Expressionismus // Expressionismus in Österreich / Hg. K.Amann, A.A.Wallas. Wien, 1994.Т.Кудрявцева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.