Бартош, Ян

Бартош, Ян
(BartoS, Jan)
(псевдоним Ян Браунер, Jan Brauner, 23.02.1893, Рыхнов над Кнежноу, Австро-Венгрия - 06.05.1946, Прага, Чехословакия)
   чешский драматург, историк театра, эссеист. Из семьи уездного начальника. Окончил классическую гимназию (1913) и юридический факультет Карлова университета в Праге (1918); работал адвокатом, служащим пражского магистрата, с 1924 библиотекарем Национального музея в Праге, позже организовал и возглавил театральный отдел музея. Резко критиковал консервативное руководство Национального театра, требуя обновления репертуара и режиссуры.
   В драматургии Б. в полной мере отразилась парадоксальная противоречивость его мировосприятия - левый радикализм и одновременно склонность к религиозным верованиям, увлечение оккультными науками и астрологией, убежденность в необходимости борьбы за новые ценности и фатализм. Творчеству Б., “наиболее типичного представителя экспрессионизма в чешской драматургии 1920-х годов” (Л.Лантова), присущ гротеск, гиперболизм, сатира и ирония как средства обнажения абсурдности общества, превращающего человека в марионетку (“Вороны”, “Krkavci”, 1920; “Исполинский пеликан”, “Pelikan obrovsky”, 1923; “Герои нашей эпохи”, “Hrdinové naSí doby”, 1926). Во многих его драмах размышления о жизни и смерти, о сущностных основах человеческого бытия, о любви и ненависти окрашены в трагические тона, как правило, в них фантасмагорически стерты грани между явью и сном (“Поединок”, “Souboj”, 1917; “Влюбленные”, “Milenci”, 1922 и др.). Философское начало акцентировано в драме “Бунт на сцене” (“Vzboufení na jeviSti”, 1925), написанной под влиянием пьесы Пиранделло* “Шесть персонажей в поисках автора”: в ней звучит мысль о том, что жизнь и смерть - две неразрывные грани человеческого сознания. Своими действиями в “галлюцинирующей яви” герои драмы - живые и мертвые - призваны подтвердить, что любой человеческий поступок предопределен и только сон способен высветить его предысторию и мотивы. Начиная со второй половины 1920-х, Б. создает ряд пьес, близких эстетике чешского поэтизма; большая роль отводилась в них элементу игры, соединению слова с музыкой. В пьесах “Орфей и Эвридика” (“Orfeus a Eurydiké”, 1927), “Безвестно сущая” (“Nezvestná”, 1928) свойственная драматургу философская медитация уступает место комедийности. Поэтическую стилизацию в творчестве Б. определял конфликт, переведенный в плоскость спора двух жизненных принципов: бунта и смирения, воли к действию и безволия. В 1930-е Б. изучает историю чешского театрального искусства, публикует монографии по истории Национального театра, книгу “Временный театр и его драма” (“Prozatímní divadlo a jeho cinohra”, 1937) и др., представляющие значительную научную ценность. Ему принадлежат также сборники эссе (“"Бесы". -Ф.М.Достоевский”, “"Bësové". - F.M.Dostojevskij”, 1914, 1917; “Россия и Европа”, “Rusko a Europa”, 1919; “Письма о современной Франции”, “Listy о soucasné Francii”, 1921 ; “О современном театральном выражении”, “О moderním divadelním projevu”, 1922 и др.).
   В силу особенностей своего характера Б. к концу жизни полностью изолировал себя от внешнего мира. Одиночество и замкнутость способствовали развитию навязчивых идей, что, в конце концов, привело его к самоубийству.
   Соч.: Primo veré. Praha, 1913; Konec Jakuba Carranzy. Praha, 1915; Hercovo tajemstvi. Praha, 1926; Uloupená kadef. Praha, 1927; Plující ostrov. Praha, 1927; Jura d'ábel. Praha 1927; Daleká cesta. Praha, 1929; Národní divadlo a jeho budovatelé (Dejiny Národního divadla d.i.). Praha, 1933; Budování Národního divadla. Praha, 1934; Legenda o budování Národního divadla a její obhájce. Praha, 1935; Prozatímní divadlo a jeho öinohra. Praha, 1937; Eliane. Praha, 1938.
   Лит.: Salda F.X. Primo veré// Ceská kultura, 1912/1913. Praha, 1913; Götz F. Dva typy nové komedie// Host, 1922/1923. Praha, 1923; Blatny L. Vzboufení na jeviâti // Host, 1924/1925. Praha, 1925; Rütte M. Tváf pod máskou. Praha, 1926; Nezval V. // Národní divadlo, 1945-1946. Praha, 1946; Honzl J. Tragicky básník J.B. // Otázky divadla a filmu. 1945- 1946. Praha, 1946; Honzl J. К novému vyznamu umení. Praha, 1956; Honzl J. Divadelní a literární podobizny. Praha, 1959; Seifert J.// VSechny krásy svéta. Praha, 1983.
   Р. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Бартош, Ян" в других словарях:

  • Бартош Милан — Бартош (Bartoš) Милан (р. 1901), югославский юрист, специалист по международному праву, профессор Белградского университета, вице президент Сербской академии наук и искусств, член Комиссии международного права ООН и Постоянной палаты третейского… …   Большая советская энциклопедия

  • Бартош Папроцкий — (Бартоломей, Варфоломей; польск. Bartosz Paprocki; 1543 1614)  польский историк и геральдист, поэт, публицист и моралист. Закончив свое образование в Краковской академии, Папроцкий, предался поэтическим и историческим трудам, равно и… …   Википедия

  • Бартош — (Bartoš)         Милан (р. 1901), югославский юрист, специалист по международному праву, профессор Белградского университета, вице президент Сербской академии наук и искусств, член Комиссии международного права ООН и Постоянной палаты третейского …   Большая советская энциклопедия

  • Пьясецкий, Бартош — Бартош Пьясецкий Личная информация Пол: мужской Прозвище( а): «Барт» Гражданство …   Википедия

  • Соцко, Бартош — Бартош Соцко Bartosz Soćko В 2010 году …   Википедия

  • Бартош Писарь — чешский хроникер XVI века. Пражский мещанин и купец, занимавший и городские должности; любил переписывать книги. За свою преданность реформе Лютера Б. должен был в 1525 г. оставить Прагу, но возвратился туда снова в 1530 г. и начал писать свою… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бартош Франц — чешский ученый филолог и фольклорист, род. 1837 г. в Моравии, первоначальное и гимназическое воспитание получил в Ольмюце, затем окончил Венский университет, где слушал Боница и Миклошича. Трехлетнее пребывание в Тешине дало Б. первый толчок… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бартош из Билины — собственно Варфоломей Синопфер (Сюнгофер) чешский религиозный деятель XVI в., сперва католический, затем гусистский священник, он вел борьбу с геброванским, или люлецким, оттенком гуситизма и с братьями Матушем и Яковом, созвавшими Ландскронский… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бартош или Варфоломей Новоместский — (лат. Bartolomeus de Nova civitate) был одним из замечательных чешских литейщиков колоколов, между 1495 и 1533 г. Кроме колоколов, он лил и пушки. Знаменитейший из колоколов его выделки называется pater campanarum и был в храме св. Вита в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бартош, или Варфоломей Новоместский — (лат. Bartolomeus de Nova civitate) был одним из замечательных чешских литейщиков колоколов, между 1495 и 1533 г. Кроме колоколов, он лил и пушки. Знаменитейший из колоколов его выделки называется pater campanarum и был в храме св. Вита в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»