Майринк, Густав

Майринк, Густав
(Meyrink, Gustav)
(псевдоним; настоящие имя и фамилия Майер, Густав, Meyer, Gustav)
(19.01.1868, Вена, Австро-Венгрия - 04.12.1932, Штарнберг, Германия)
   австрийский прозаик и драматург. Внебрачный сын вюртембергского министра и баварской актрисы Марии Мейер. Из-за гастрольных поездок матери учился в разных городах (Мюнхен, Гамбург), с пятнадцати лет жил в Праге, где окончил гимназию и торговую академию. В 1889 М. основал в Праге (вместе с племянником К.Моргенштерна) банкирский дом. В эти же годы он переживает увлечение оккультными науками, становится членом спиритуалистских кружков и притягательной личностью для пражской богемы. По ложному обвинению он попал в тюрьму, в ходе судебных процессов обанкротился (1902). Переехав в Вену, редактировал с 1903 сатирический журнал “Дер либе Аугустин” (“Der liebe Augustin”), познакомился со многими литераторами. В 1905-1911 вел полускитальческую жизнь, сотрудничал в журнале “Симплициссимус” (“Simplicissimus”); в кругах мюнхенской богемы приобрел славу таинственного мистификатора.
   Литературным дебютом М. стал рассказ “Жаркий солдат” (“Der heiße Soldat”), опубликованный в журнале “Симплициссимус” в 1901 благодаря посредничеству Л.Тома. До 1908 он регулярно публиковал в нем свои рассказы, которые составили несколько сборников, принесших ему широкую известность в литературных кругах: “Жаркий солдат и другие истории” (“Der heiße Soldat und andere Geschichten”, 1903), “Орхидеи” (“Orchideen”, 1904), “Кабинет восковых фигур” (“Das Wachsfigurenkabinett”, 1907) и др. Уже в этих рассказах, объединенных затем в трехтомнике “Волшебный рог немецкого обывателя” (“Des deutschen Spießers Wunderhorn”. München, 1909-1913; в Австрии распространение издания было запрещено), отчетливо чувствуется приверженность традициям романтической фантастики (Э.Т.А.Гофман, Э.По), равно как и склонность к мистическому и иррациональному.
   М. был лично знаком со многими из экспрессионистов. Испытав воздействие фантастических образов-видений А.Кубина*, он сам оказал заметное влияние на немецкоязычных пражских писателей (М.Брода*, Ф.Кафку*, П.Леппина и др.). В историю экспрессионизма М. вписал свое имя прежде всего романом “Голем” (“Der Golem”, 1913, в журнале “Ди вайсен блеттер”*, отдельной книгой 1915, издательство К.Вольфа*; за первые два года тираж достиг 145000 экземпляров, что в те времена было небывалым успехом). Роман представляет собой серию разрозненных эпизодов (“техника монтажа” в романной форме), действие которых разворачивается в двух временных плоскостях: в Праге начала XX в., о чем свидетельствуют исторические реалии и бытовые зарисовки, и в Праге XVII в., в описании которой используются легенды еврейского гетто. Эти два мира переплетаются благодаря рассказчику, который обретает своего двойника в лице гравера-реставратора Атанасиуса Перната. Духовное пространство романа постоянно пребывает между христианской мистикой и иудаизмом: на сюжетном уровне эта межпространственность обозначается тем, что герой одновременно влюблен в графиню Ангелину и дочь раввина Мириам. В ходе действия Пернат обнаруживает свою идентичность с Големом, мифическим искусственным человеком, вылепленным из глины. Согласно хасидской легенде, Голем оживает каждые тридцать три года для совершения неких таинственных ритуальных действий. Таким образом, рассказчик в своих галлюцинациях (или сновидениях) раздваивается, и столкновения реставратора Перната с Големом можно истолковать как борьбу человека с самим собой, с разрушительной энергией подавленных инстинктов. Образ Голема трактуется и как символ коллективного бессознательного, которое, вырываясь из повиновения, может приводить к войнам и катастрофам. Однако в романе есть еще и вполне утопическая мысль: инстинкты можно победить, если во все сферы человеческой жизни проникнут духовные начала. С помощью причудливых сочетаний натуралистических картин и символических образов в романе развертывается драма самоидентификации героя: внутренние психические процессы “проникают” во внешний мир, воплощаясь в многочисленных образах и конфликтах. Родство творчества Ф.Кафки (принцип “перевернутых сновидений”), романа А.Кубина “Другая сторона” и “Голема” М. несомненно при всем различии их дарований и художественных манер. Тяготение M. к “выражению” галлюцинаций в ущерб “изображению” объективной действительности - одна из важных особенностей его поэтики.
   М. написал также романы “Зеленый лик” (“Das grüne Gesicht”, 1916), “Вальпургиева ночь” (“Walpurgisnacht”, 1917), “Белый доминиканец” (“Der weiße Dominikaner”, 1921), “Ангел западного окна” (“Der Engel vom westlichen Fenster”, 1927) и др. В них развиваются приемы и мотивы, уже апробированные в “Големе”, но становятся заметнее элементы искусственности, связанные с попытками автора вводить в повествование свои штудии в области магии, религии и эзотерики. М. основывает оккультное общество и в 1927 переходит из протестантизма в буддизм. В поздних романах (“Ангел западного окна” и др.) он создает наукообразную концепцию мира и человека, провозглашающую иррационализм единственно верным принципом познания действительности. Но по сути эта концепция выстроена рационалистически, и - при достаточном терпении - ее можно уверенно вычленить, шаг за шагом “распутывая” иррационально-фантастические ходы сюжета. Эта сторона его творчества уже свидетельствует об отходе от экспрессионизма. Он публиковал также актуальные фельетоны и философско-религиозные эссе, выступал и как драматург, написавший в соавторстве с А.Рода Рода несколько комедий: “Медицинский советник” (“Der Sanitätsrat”, 1911), “Буби” (“Bubi”, 1912) и др. Он был широко известен и как переводчик, подготовивший и издавший на немецком языке собрание сочинений Ч.Диккенса в 16 томах (1909-1914), переводивший Фому Аквинского, Р.Киплинга и др.
   Соч.\ Gesamtausgabe in 6 Bänden. München; Wien, 1982; Голем. Пб.; M., 1922; Избранные рассказы. Пб., 1923; Летучие мыши. Пб., 1923; Лиловая смерть. Пб., 1923; Голем. М., 1991; Ангел западного окна. СПб., 1992; Кабинет восковых фигур. СПб., 1992.
   Лит/. Aster Е. Personalbibliographie Gustav Meyrink. Bern, 1980; Frank E. Gustav Meyrink, Werk und Wirkung. Büdingen; Cettenbach, 1957; Cersowsky P. Phantastische Literatur im ersten Viertel des 20. Jahrhunderts. Gustav Meyrink. Alfred Kubin und Franz Kafka. München, 1983; Martin F. Okkultismus und Phantastik in den Romanen Gustav Meyrinks. Essen, 1986; Smit F. Gustav Meyrink auf der Suche nach dem Obersinnlichen. München, 1988.
   А.Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Майринк, Густав" в других словарях:

  • Майринк, Густав — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868( …   Википедия

  • Майринк Густав — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 Место рождения: Вена, Австро Венгрия Дата смерти: 4 декабр …   Википедия

  • Майринк — Майринк, Густав Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 …   Википедия

  • Густав Майринк — Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 Место рождения: Вена, Австро Венгрия Дата смерти: 4 декабр …   Википедия

  • Густав Мейринк — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 Место рождения: Вена, Австро Венгрия Дата смерти: 4 декабр …   Википедия

  • Майринк Г. — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 Место рождения: Вена, Австро Венгрия Дата смерти: 4 декабр …   Википедия

  • Мейринк, Густав — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 Место рождения: Вена, Австро Венгрия Дата смерти: 4 декабр …   Википедия

  • Мейринк Густав — Густав Майринк Gustav Meyrink Имя при рождении: Густав Майер Дата рождения: 19 января 1868 Место рождения: Вена, Австро Венгрия Дата смерти: 4 декабр …   Википедия

  • Майринк — (Meyrink) Густав (настоящее имя Густав Майер; 1868, Вена – 1932, Штарнберг, Германия), австрийский писатель, переводчик, с 1905 г. жил в Германии. Получив коммерческое образование в Праге, открыл небольшой банк, но после ложного обвинения в… …   Литературная энциклопедия

  • Meyrink, Gustav —    см. Майринк, Густав …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»