- Манн, Генрих
- (Mann, Heinrich)(27.05.1871, Любек, Германия - 12.03.1950, Санта-Моника, Калифорния, США)немецкий писатель, романист, драматург, публицист, литературный критик, а также переводчик; старший брат Томаса Манна. Сын крупного ганзейского негоцианта, вырос в богатой патрицианской семье; рано начал пробовать себя в литературе и вести самостоятельную трудовую жизнь (был учеником в книжном магазине, затем в издательстве). Вступив в литературу в 1890-е, настроенный с ранних лет демократически М., которому претили буржуазные порядки и буржуазная мораль, вскоре оказался в русле антинатуралистических тенденций, испытал влияние Ницше, был близок разнообразным художественным течениям начала века, авангардистским по характеру, не сливаясь ни с одним из них в полной мере. Его первым значительным успехом стал сатирический роман о Вильгельмовской Германии “Страна кисельных берегов” (“Im Schlaraffenland”, 1898), за которым последовали “Богини, или Три романа герцогини Асси” (“Die Goettinnen oder Die drei Romane der Herzogin Assy”, 1903), укрепившие его популярность художника экспрессивно-экспериментаторской манеры. Будучи на поколение старше поэтов, определивших “экспрессионистскую революцию”, и к тому времени уже широко известным писателем (в особенности после сделавшего его знаменитым романа “Учитель Гнус”, “Professor Unrat”, 1905; позднее роман дал основу фильму “Голубой ангел”, 1932, с Марлен Дитрих в главной женской роли), М. воспринимался ими как наставник и покровитель; он поддерживал молодых писателей, ощущавших себя увереннее “в свите великого Генриха Манна” (Р.Шикеле*; в тех же тонах вспоминали о нем Лилиенкрон, Вольфенштейн*, Цех*, Эдшмидт* и др.).Экспрессионистов привлекали к М. его критические общественные взгляды (“разрушитель той действительности, которая нас губит”, К.Пинтус*), демократизм, бунтарская сторона его мышления. Одной из главных идей, проходящих через все художественное творчество М. и его публицистику, было противопоставление “духа” и “власти” и апология “действия” в противовес бессилию “духа” (статья “Дух и действие”, “Geist und Tat”, 1910), что оказало большое влияние на активистское крыло экспрессионизма, а в дальнейшем и на политическое движение протеста, созданное К.Хиллером* под названием “Активизм”*, только условно связанное с экспрессионизмом. Особое значение имела решительная антивоенная позиция М.: очерк “Золя” (“Zola”, 1914), содержащий резкую критику немецкого милитаризма и шовинистических настроений в немецком обществе, в том числе у его брата Томаса Манна, был написан в первые дни войны и впервые опубликован в “Ди вейсен блеттер”* как программный документ).Хотя наиболее значительные произведения М. военных и революционных лет (трилогия “Империя”, “Das Kaiserreich”, куда вошли романы: “Верноподданный”, “Der Untertan”, 1914; “Бедные”, “Die Armen”, 1917; “Голова”, “Der Kopf”, 1925) были достаточно далеки от привычных рамок экспрессионистского творчества, характерные стилевые особенности его прозы, новые для немецкой литературы (динамизм, стяженная краткость выражения, экспрессивность, резкая смена черных и белых тонов, использование маски-характера, близкое к приемам комедии дель арте, передача психологического состояния через жест героя и т.п.) оказали непосредственное воздействие на творческую манеру многих экспрессионистов.Противопоставление “власти” и “духа” занимало М. на протяжении всех последующих лет его жизни и творчества, когда он стал восприниматься как крупнейшая фигура общенационального масштаба; в годы антивоенного движения, сплочения широкого антифашистского фронта, организации конгрессов в защиту культуры и мира и тому подобной деятельности, которой он отдавал много сил, этот комплекс идей отчетливо выразился не только в его яркой публицистике тех лет, но и в его обширном, всегда экспериментальном по своему характеру творчестве (из созданного в его поздние годы наиболее известны исторические романы “Юность короля Генриха IV”, “Die Jugend des Königs Henri Quatre”, 1938; “Зрелость короля Генриха IV”, “Die Vollendung des Königs Henri Quatre”, 1938). С 1933 M. жил в эмиграции во Франции, с 1940 - в США. Скончался, готовясь к возвращению в Германию (ГДР).М. принадлежал к тем, кто и в поздние годы сохранил добрую память о экспрессионизме как о беспокойном и мятежном, устремленном в чистое будущее духовном движении. В его творчестве на протяжении всей жизни в той или иной мере чувствуется родственность присущей ему стилистической манеры с поэтикой экспрессионизма, в том числе и в последнем, посмертно изданном романе “Прием в свете” (“Empfang bei der Welt”, 1941-1943, опубликован 1956), проблематика которого связана с активностью молодежного движения и конфликтом отцов и детей, представленным в абстрагированно-метафорическом духе как вечная тема жизни и искусства (по слову Т.Манна, “гениально-фантастический, всюду и нигде разыгрывающийся роман”).Соч.: Ein Zeitalter wird besichtigt. Berlin, 1947; Ausgewählte Werke in Einzelausgaben. Bd. 1-12. Berlin, 1951-1956; Gesammelte Werke in 18 Bdn. Berlin, 1965-1978; Собр. соч.: В 8 т. M., 1957-1958.Лит.: Ebersbuch V. Heinrich Mann. Leben, Werk and Wirken. Frankfurt а. M, 1978; Haupt J. Heinrich Mann. Stuttgart, 1980; Berlew. Heinrich Mann und die Weimürer Republik. Bonn, 1983; Heinrich Mann. Werk und Wirkung / Hg. Wolff. Bonn, 1984.П. Tonep
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.