- Мендес, Леопольдо
- (Méndez, Leopoldo)(30.07.1902, Мехико, - 08.02.1969, Мехико)мексиканский график и монументалист. Седьмой сын в семье деревенского сапожника и индеанки. Одиннадцати лет поступил в художественную школу Санта-Анита, в 1917-1920 - студент Академии художеств Сан-Карлос (Мехико). Среди его преподавателей был Херман Хедовиус (German Gedovius), учившийся в 1890-е в Мюнхене.Взгляды М. на эстетическую природу и задачи искусства формировались под непосредственным влиянием Сикейроса* Риверы, Ороско* и их товарищей по движению социально активных художников. С начала 1920-х он много сотрудничал в периодической печати левого политического толка. Во второй половине 1920-х работал учителем рисования в провинции, в составе организованных Министерством просвещения “культурных миссий”. Один из инициаторов создания Лиги революционных писателей и художников Мексики (Liga de Escritores у Artistas Revolucionarios de México) и ведущий художник ее печатного органа - газеты “Лицом к лицу” (“Frente a frente”).Стилистически близки работам европейских, прежде всего немецких, экспрессионистов ксилографии М. 1920 - начала 1930-х. Эмоциональное напряжение создается ударными контрастами черных и белых полей, пересечением длинных решительных линий, условными пропорциями фигур, игрой с перспективой. С конца 1930-х работая главным образом в технике линогравюры, М. предпочитает тщательную разработку светотеневых градаций, возникающих путем сочетания штрихов различной длины, толщины, плотности и формы.В 1937 он вместе с Луисом Ареналем, Пабло О'Хиггинсом, Альфредо Сальсе и другими художниками стал основателем Мастерской Народной Графики (Taller de Gráfica Popular). Графика, выражающая социальную тематику, требовала доступности массовому зрителю, что определило ориентацию художников Мастерской на реалистичность формы. Вместе с тем, их стремление усилить эмоциональное воздействие злободневной агитационной графики придавало экспрессионистский оттенок некоторым работам М. и его единомышленников. После раскола среди членов Мастерской (1960) М. вышел из ее состава, что ускорило конец объединения. Участник всех выставок Мастерской в Мексике и за рубежом, М. также многократно выставлялся индивидуально. Стал лауреатом национальных и международных премий в области графики.Выразительная лаконичность линий и компактность крупнофигурных изображений, вылепленных энергичной светотенью на просторных плоскостях, придают графическим листам М. дух монументальности. Эта особенность художественного почерка ярко проявилась при выполнении в 1950-1960-х настенных панно в технике гравирования электроинструментом, имитирующим резец, по деревянной или пластиковой панели. В 1940-1960-е М. выполнял циклы линогравюр к фильмам мексиканского режиссера Э.Фернандеса для проецирования под кинотитры (“Рио Эскондидо”, 1947; “Белая роза”, 1953; “Боец Панчо Вильи”, 1966 и др.). С 1960-х работал главным образом для Издательского фонда мексиканской пластики (Fondo Editorial de la Plástica Mexicana), созданного при его участии. Член-основатель Академии искусств Мексики (1968).Произв.: “Без работы”, рисунок (бумага, карандаш), 1931; “Мечта бедняков”, ксилография, 1931; “Портрет Хосе Гвадалупе Посады”, линогравюра, 1956; “Рио Эскондидо”, 10 линогравюр под кинотитры к фильму режиссера Э.Фернандеса; “Кузница”, гравюра электроинструментом по пластиковой панели, 16 кв.м, Мехико, предприятие “Автомекс”, 1953.Лит. : Leopoldo Méndez. Dibujos, grabados, pinturas. México, 1984, prólogo por R.Carrillo Azpeita. ФридН. Графика Мексики. M., 1960 (перевод с чешского).Е.Козлова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.