- “Молодая Германия”
- (“Das junge Deutschland”)объединение, созданное М.Рейнгардтом при берлинском Немецком театре (Deutsches Theater), владельцем и руководителем которого он был, для продвижения драматургии молодых авторов (прежде всего экспрессионистов) и разработки художественных средств сценического воплощения этих пьес. “М. Г.” представляла собой своего рода закрытый клуб, куда имело доступ ограниченное число зрителей. Это давало возможность обходить цензуру, хотя подчас и с большими трудностями. Спектакли были, как правило, дневными и повторялись редко. Руководство “М. Г.” осуществлял сам Рейнгардт, но к конкретной работе были приобщены также режиссеры Немецкого театра Х.Херальд и Б.Хельд. С 1918 “М. Г.” начала выпускать журнал под тем же названием.Сам Рейнгардт поставил три спектакля: “Нищий” Р.Зорге* (1917), “Морской бой” Р.Геринга* (1918) и “Силы” А.Штрамма* (1921). Именно эти постановки в значительной мере подхватили и развили основные принципы сценического экспрессионизма. Если “Нищий” разыгрывался на пустой сцене в таинственном затемненном пространстве, откуда луч света выхватывал фигуры и детали, то местом действия “Морского боя” стала почти реально воспроизведенная орудийная башня боевого корабля, где разыгрывалась трагедия обреченных на смерть матросов. Именно в этом спектакле обратил на себя особое внимание актер В.Краус*. За первыми двумя рейнхардтовскими постановками последовали: “Сын” В.Газенклевера*, “Род” Ф. фон Унру*, “Вуппер” Э.Ласкер-Шюлер*, “Иов” О.Кокошки* и др. К началу 1920-х деятельность “М. Г.” постепенно угасла.Лит.: Ihering H. Von Reinhardt bis Brecht. Bd. I-II. Berlin, 1961; Braukich H. Max Reinchardt. Berlin, 1966; Von der Freien Bühne zum Politischen Theater. Drama und Theater im Spiegel der Kritik. Bd. I. Leipzig, 1987.В.Клюев
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.