- Мунк, Эдвард
- (Munch, Edvard)(12.12.1863, Летен, провинция Хедмарк-23.01.1944, Экелю, вблизи Осло)норвежский живописец и график. Сын военного врача, племянник историка П.А.Мунка. В 1879 поступил в Высшую техническую школу в Осло, которую вскоре оставил, учился у скульптора Ю.Миддельтуна и у живописцев К.Крога и Ф.Таулова. Ранние живописные работы М. выполнены в традиционной для норвежского искусства реалистической манере, но уже в некоторых картинах середины 1880-х (“Больная девочка”, “Syk pike”, первый вариант - 1885-1886) проявляется повышенное эмоциональное напряжение и внутренний драматизм, определившие дальнейшую творческую эволюцию художника. С 1885 М. неоднократно посещал Францию, где познакомился с искусством импрессионизма и постимпрессионизма. Их влияние заметно в пейзажах этого периода, но оказалось кратковременным и неглубоким. Импрессионистический анализ света и цвета не привлек серьезного внимания М., поглощенного в первую очередь объектом изображения - человеком, его связями с природой (“Мадонна/Зачатие”, “Madonna”, 1884-1885). Более существенную роль в становлении художника сыграла живопись Ван Гога* и Гогена.Самый значительный, зрелый и плодотворный период творчества М. - с 1892 по 1908. В эти годы создано большинство тех произведений живописи и графики, что определили вклад М. в мировое изобразительное искусство, оказали сильное влияние на развитие европейской живописи и графики и представляют преимущественный интерес с точки зрения присущих его творчеству экспрессионистских тенденций. Глубоко индивидуальная художественная манера М. формировалась в период возникновения в Европе стиля модерн, синтезируя разнообразные философские и эстетические, литературные и художественные веяния эпохи: Ницше и Бергсона, Ибсена и Стриндберга*, Ведекинда* и Метерлинка, постимпрессионизма и символизма. Искусство становилось для М. средством выражения внутреннего мира, духовного опыта и художественного темперамента в элементарных, упрощенных образах-символах. Художник разрабатывал, многократно варьируя и развивая в технике живописи и различных видах графики (гравюре на дереве, офорте, ксилографии, литографии и др.), экзистенциальные темы и мотивы человеческого бытия: одиночество и страдание, страх и отчаяние, любовь и отчуждение, жизнь и смерть. Он стремился запечатлеть человека в экстремальных ситуациях, в моменты высшего эмоционального напряжения, передаваемых пятнами пронзительно звучащих красок и волнистыми линиями, наносимыми резкими, энергичными мазками. Для М. характерен обобщенный рисунок, он устранял детали, тяготея к плоскостному, динамично построенному изображению.Трагическое мироощущение М. особенно экспрессивно воплотилось в картине “Крик” (“Skrik”, 1893), повторенной, как и большинство других картин, в гравюре. Вопль ужаса, вырывающийся изо рта человека, помещенного в центр картины, как бы охватывает всю его искаженную фигуру и заполняет все пространство, состоящее из волнообразных полос кровавого пылающего неба и контрастирующей с ним темной воды. Создается ощущение крушения мира, выраженное условным, антинатуралистическим живописным языком. И мысль, и форма произведения предвосхищают искусство XX в., в первую очередь экспрессионизм, одним из характерных образов-знаков которого стал именно крик* как выражение состояния души. Лица и фигуры у М., как правило, не индивидуализированы. Этим подчеркивается, что изображена не конкретная личность, а человек “вообще”, мужчина или женщина. М. предпочитал строго фронтальное положение фигур со взглядом, устремленным в никуда или внутрь себя. Таковы мертвенно-бледные маскоподобные лица с застывшими расширенными глазами на картинах “Вечер на улице Карла Юхана, Осло” (“Aften pâ Karl Johan”, 1892) или “Страх” (“Angst”, 1893). Причина душевного потрясения персонажей М. чаще всего остается нераскрытой, отчего оно приобретает метафизический и имманентный характер. Отношения между мужчиной и женщиной, их взаимное притяжение-отталкивание, любовь-ненависть, попытки преодоления отчужденности варьируются в многочисленных композициях М.: “Одинокие” (“De ensomme”, 1899), “Поцелуй” (“Kyss”, 1897-1898), “Ревность” (“Sjalousi”, 1896), “Разрыв” (“Losrivelse”, 1896), “Пепел” (“Aske”, 1894), “Вампир” (“Vampyren”, 1893) и др. В напряженно-драматической трактовке этой темы М. сближается со Стриндбергом. Стремление осмыслить человеческую жизнь и страсти в их целостности и совокупности проявилось в тяге М. к цикличности. Около трех десятилетий он работал над большим, оставшимся незавершенным, циклом “Фриз жизни” (“Livsfrisen”), куда включил большинство своих основных произведений, в том числе такие обобщенно-символические композиции, как “Три возраста женщины” (“Kvinne i tre stadier”, 1894) и “Танец жизни” (“Livets dans”, 1899-1900).В 1909, после нервного кризиса и лечения в клинике, творчество М. вступило в третий, последний этап, отмеченный отходом от символистской условности и стилизации в духе “модерна” и возвращением к натурному изображению. Однако и работы последних десятилетий сохраняли черты, роднящие их с экспрессионизмом: тенденцию к обобщенности изображения, к динамичному построению картины, к повышению эмоционального звучания цвета. Ретроспективные вариации прежних мотивов, связанных с “Фризом жизни”, М. перемежал с пейзажами родных мест, с изображением рабочих, крестьян и рыбаков, с монументальными декоративными панно, в том числе для актового зала университета в Осло (1909-1911).М., наряду с Ван Гогом и Энсором*, относится к числу тех художников, которые на рубеже XIX и XX вв. стихийно пришли к новому художественному мировидению и предвосхитили трагическое содержание искусства XX в., в том числе экспрессионизма.Лит.: Romdahl A.L. Edvard Munch som expressionist// Tidskrift for konstvetenskap. Arg. XXVI. 1947; Kokoschka О. Der Expressionismus Edvard Münchs. Wien, 1953; Svenaeus G. Edvard Munch: das Universum der Melancholie. Lund, 1968; Messer Th. M.Edvard Munch. Köln, 1976; Hodin J.P. Edvard Munch. London, 1979; Stang R. Edvard Munch. Oslo, 1982; Heller R. Edvard Munch: his life and work. London, 1984; Arnold M. Edvard Munch. Reinbek bei Hamburg, 1986; Стенерсен P. Эдвард Мунк. M., 1972; Эдвард Мунк: Живопись. Графика. М., 1984; Сельц Ж. Эдвард Мунк. М., 1995.А. Мацевин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.