Пискатор, Эрвин

Пискатор, Эрвин
(Piscator, Erwin)
(17.12.1893, Ульм - 30.03.1966, Штарнберг)
   немецкий режиссер и театральный деятель. Родился в пасторской семье. В 1914 был практикантом в Мюнхенском придворном театре; изучал германскую филологию, историю и философию. С экспрессионизмом и дадаизмом П. сблизил дух протеста, бунт против устоев общества и классического искусства. Свою позитивную программу режиссер начал осуществлять в Кенигсберге, где в 1919-1920 создал театр “Трибунал” (“Das Tribunal”) по аналогии с берлинским театром экспрессионистов “Трибюне”. Здесь он ставил пьесы драматургов, высоко почитаемых экспрессионистами: А.Стриндберга*, Ф.Ведекинда*, К.Штернгейма*.
   Тем не менее, он утверждал, что экспрессионистская школа не стала для него определяющей, поскольку он намеревался основать новый театр политической направленности с радикальной программой: “Пролетарская культура и агитация, основанная целиком на пролетарских принципах”. Эта программа получила развитие в “Пролетарском театре” (“Das proletarische Theater”), организованном им по возвращении в Берлин (1920-1921), где спектакли шли полулегально в залах рабочих собраний. Наиболее известная постановка П. этого периода - “День России” (1920) - была посвящена идее единения со страной победившего пролетариата; пьесу написал он сам совместно с другими участниками труппы. Эта агитка при всей своей упрощенной плакатности обозначила две важнейших особенности творчества П.: беспредельную веру в миссионерскую роль пролетариата и декларативную любовь к пролетарской России.
   В 1923-1924 П. руководил Центральным театром (вместе с Х.Рефишем), где поставил “Мещан” М.Горького (1923), “Настанет время” Р.Роллана (1923), “Власть тьмы” Л.Толстого (1924). В 1924-1927 был режиссером театра “Фольксбюне” (“На дне” М.Горького, “Гроза над Готландом” Э.Велька и др.); в 1927 организовал свой театр в Берлине (закрыт в 1928, вновь открыт в 1929). В Театре П. (с 1930 в “Лессинг-театре” и “Вальнер-театре”) ему удалось полностью реализовать свою программу политического театра, осуществляя, по его словам, “попытку переделать драматургическую продукцию на социально-революционный лад”. Для этого он избирал различные пути - от актуализации классических пьес (Л.Толстого, Ф.Шиллера) до составления политических обозрений. Характерным примером вольного обращения с материалом стала переработка пьесы А.Толстого и П.Щеголева “Заговор императрицы”, в которую П. ввел тридцать девять новых персонажей и добавил девятнадцать сцен; спектакль под названием “Распутин, Романовы, войны и народ, восставший против них” (1927) пользовался большой известностью, его восхваляли в коммунистической прессе и нещадно критиковали в буржуазной.
   Вместе с тем, П. остро не хватало современных пьес, которые подходили бы для его политического театра. Экспрессионизм он считал искусством, возникшим как реакция на войну. Не отрицая его революционности, он называл его “революцией индивидуализма”. В экспрессионистской драме (наиболее характерным примером он считал “Преображение” Э.Толлера*) ему виделась лиричность, смирение, требование любви к ближнему. Разумеется, понятый таким образом внутренний смысл этой драмы был ему категорически чужд. По признанию самого П., его “режиссерская система возникла из-за нехватки драматургической продукции”. Под системой он, в частности, имел в виду разработанный им технический аппарат сцены, в котором были творчески использованы многие приемы, открытые режиссерами экспрессионистского театра: введение фотомонтажа, киноматериалов, движущихся дорожек, лестниц, проекций и т.п. (“Apparatbuhne”). Подобная трактовка сценического пространства сближает П. с В.Мейерхольдом, хотя он сам категорически это отрицал, опасаясь упреков в подражательности.
   С экспрессионизмом в ранний период творчества П. был связан значительно теснее, чем ему самому представлялось. Отрицая “абстрактную действительность” экспрессионистов, он всего лишь подменял Человека “вообще” - пролетариатом “вообще”, то есть одну утопическую идею другой утопической идеей, а не идею жизненной реальностью. От пискаторовских образов-символов (немецкий рабочий, советский красноармеец, “пролетарии всех стран”, объединяющиеся прямо на сцене и т.п.) было очень далеко до анализа и перестройки социальных механизмов средствами искусства, к чему он стремился в теории. Даже стремление к подчеркнутой документальности (например, введение в спектакль кинохроники или статистических таблиц) при всем новаторстве не меняло сути. Гиперболизм образов, патетика выводов, экстатичность средств при намеренном отказе от психологизма - все это было вполне в духе времени. При этом тенденциозность часто оборачивалась упрощенностью, а ясность подразумевала прямолинейно заданный тезис о необходимости классовой борьбы. Даже марксистская критика в 1920-е называла спектакли П. не художественными, а пропагандистскими.
   Приехав в 1931 в СССР, П. остался жить в Москве и затем оказался политическим эмигрантом; работал в театре и кино. Он был поражен тем, что советский театр не отвергал классической эстетики и не стал одним только средством политического просвещения масс и пропагандой. Под воздействием новых впечатлений он постепенно отказался от примитивной пролеткультовской идеологии; это произошло в те годы, когда экспрессионизм уже утратил свою актуальность. В 1936 П. уехал в Париж и не возвратился в СССР, опасаясь ареста, позже переехал в США. После войны вернулся из эмиграции в Германию, работал в Ман-гейме, Мюнхене; в последние годы жизни был художественным руководителем театра “Фрайе Фольксбюне” (Западный Берлин).
   Соч.: Theater. Film. Politik. Berlin, 1980; Eine Arbeitsbiographie in 2 Bd. Berlin, 1986; Эрвин Пискатор о театре // Жизнь искусства. 1928. № 30; Основание социологической драматургии // Советский театр. 1931. № 5-6; Политический театр. M., 1934.
   Лит.: Hering H. Von Reinhardt bis Brecht. Berlin, 1962; Burri U. Totaltheater bei Meyerhold und Piscator. Zürich, 1982; Гвоздев А. Театр послевоенной Германии. Л.; М., 1933; Лацис А. Революционный театр Германии. М., 1935; Колязин В. Таиров, Мейерхольд и Германия. Пискатор, Брехт и Россия. М., 1998.
   М. Зоркая

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Пискатор, Эрвин" в других словарях:

  • Пискатор, Эрвин — Эрвин Пискатор нем. Erwin Piscator …   Википедия

  • Пискатор Эрвин — (Piscator) (1893 1966), немецкий режиссёр. Организатор и руководитель Политического театра в Берлине (1927 32). С 1933 жил в СССР, Франции, США. С 1947 работал в Мангейме, Мюнхене и др. Ставил антифашистскую драматургию. С 1962 руководитель… …   Энциклопедический словарь

  • Пискатор Эрвин — Пискатор (Piscator) Эрвин (17.12. 1893, Ульм,‒ 30.3.1966, Штарнберг, Бавария), немецкий режиссёр. В 1919 вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1914 был практикантом Мюнхенского придворного театра. В 1919 организовал в Кенигсберге театр… …   Большая советская энциклопедия

  • Пискатор, Эрвин — ПИСКАТОР (Piscator) Эрвин (1893 1966), немецкий режиссер. Организатор и руководитель политического театра в Берлине (1927 32). С 1933 жил в СССР, Франции, США. С 1947 работал в Мангейме, Мюнхене и др. Ставил антифашистскую драматургию. С 1962… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пискатор, Эрвин — (Piscator), (1893 1966), немецкий театральный режиссер. Родился 17 декабря 1893 в Ульме. Коммунист. В 1914 был практикантом Мюнхенского придворного театра. В 1919 организовал в Кёнигсберге театр Трибунал , в 1920 в Берлине Пролетарский театр , в… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Пискатор — Пискатор, Эрвин Эрвин Пискатор (нем. Erwin Piscator, род. 17 декабря 1893 г. Грайфенштайн (Гессен)  ум. 30 марта …   Википедия

  • ПИСКАТОР (Piscator) Эрвин — (1893 1966) немецкий режиссер. Организатор и руководитель Политического театра в Берлине (1927 32). С 1933 жил в СССР, Франции, США. С 1947 работал в Мангейме, Мюнхене и др. Ставил антифашистскую драматургию. Развивал идею политического театра. С …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПИСКАТОР — (Piscator) Эрвин (1893 1966), немецкий режиссер. Организатор и руководитель политического театра в Берлине (1927 32). С 1933 жил в СССР, Франции, США. С 1947 работал в Мангейме, Мюнхене и др. Ставил антифашистскую драматургию. С 1962 руководитель …   Современная энциклопедия

  • Пискатор — I Пискатор (Piscator)         Николас Иоаннис [собственно Висхер (Visscher) Клас Яне Младший] (около 1586, Амстердам, 19.6.1652, там же), голландский издатель и гравёр. Среди изданий П. карта Московии (1631) и «Лицевая библия» («Theatrum… …   Большая советская энциклопедия

  • Пискатор Э. — ПИСКÁТОР (Piscator) Эрвин (1893–1966), нем. режиссёр. Организатор и руководитель Полит. т ра в Берлине (1927–1932). Ставил рев., антифаш., антивоен. пьесы, сотрудничал с Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером. С 1933 жил в СССР, Франции,… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»