Поллок, Джексон

Поллок, Джексон
(Pollock, Jackson)
(28.011912, Коди, Вайоминг - 11.08.1956, Нью-Йорк)
   американский художник. В конце 1920-х - начале 1930-х - изучал живопись под руководством регионалиста Т.Х.Бентона, увлекшегося в этот период кубизмом и экспрессионизмом. Источники, сформировавшие раннюю стилистику П. - фрески мексиканских монументалистов Д.Риверы, Д.А.Сикейроса*, Х.Ороско*, примитивизм, индейские песочные картины, настенные пещерные фрески и петроглифы.
   Творчество П. 1930-х характеризуется общим отходом от реалистической предметности к мифологической, тотемной символике, прорывами в сферу бессознательного, которое художник считал источником своих картин. Посредством юнгианских архетипов принято сегодня интерпретировать ранние полотна П. - “Волчица” (“The She-Wolf”, 1943, Музей современного искусства, Нью-Йорк), “Пасифая” (“Pasiphae”, 1943, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; первоначальное название “Моби Дик”, “Moby Dick”), “Мужское и женское” (“Male and Female”, 1942, Художественный Музей, Филадельфия) и др., представляющие собой интерпретации мифологических сюжетов. Предметное начало еще присутствует в “психоаналитических” полотнах П., однако угадывающиеся очертания лиц и фигур могут быть интерпретированы уже в чисто абстрактном смысле. Конец 1930 - начало 1940-х - наиболее близкий к экспрессионизму период творчества П. Его ранние работы содержали ряд экспрессионистских черт, многие из них сохранились и в его зрелом творчестве: деформация в трактовке видимых форм и в композиции, особая негармоничность ритмики, контрастные цветовые решения, поворот “зрачка художника внутрь, в сторону субъективного ландшафта”, хотя П., по его словам, вслед за В.Кандинским*, стремился не просто “запечатлевать природу, но быть природой”. Его трактовка “бесформенности”, телесности, а также, несколько позднее, “импровизации” и “автоматизма” во многом пересекается и с сюрреалистическими доктринами; работы начала 1940-х могут рассматриваться в качестве сюрреалистических, хотя и с элементами экспрессионизма. Огромная “Фреска” (“Mural”, 1943, Художественный музей университета Айовы), написанная П. для нью-йоркской квартиры П.Гуггенхейм, где он значительно отходит от условной предметности и отказывается от композиционного центра и жесткой структуры, обозначила перелом в его творческой манере.
   Во второй половине 1940-х складывается техника “капанья и брызганья” (“drip and splash”), когда холст раскладывался на полу, а художник трудился над ним сверху, со всех четырех сторон, и непосредственно “изнутри картины”. Эта техника была связана с сюрреалистическими теориями “автоматизма”, а также влиянием Д.А.Сикейроса. Тогда же возникает “сплошной” стиль (“all-over”) П., когда в картине отсутствуют композиционный центр и структурное членение на части, соотносящиеся с целым. К 1947 эти приемы П. приобрели вид системы, приведя к созданию эклектичной эстетики, сделавшей художника еще при жизни живой иконой, а его студию “Спрингс” на Лонг-Айленде - местом паломничества. К лучшим полотнам П., созданным в сложившейся манере абстрактного* экспрессионизма, относят “Номер 1. Лавандовый туман” (“Number I, Lavender Mist”, 1950, Национальная художественная галерея, Вашингтон), “Осенний ритм” (“Autumn Rhythm”, 1950, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и другие картины-“настроения”, или “атмосферные полотна”, принесшие ему мировую известность; они лишены темной агрессии ранних юнгианских “тотемных” полотен П., далеки от экспрессионизма и причудливо воссоздают реальные американские ландшафты, смену времен года, игру света и природные метаморфозы.
   Едва ли не первый американский художник, заставивший Европу говорить о себе серьезно, П. сыграл заметную роль в дальнейшем развитии ряда направлений американской живописи второй половины XX в. (Р.Раушенберг и Э.Уорхолл утверждали, что пишут с оглядкой на П.), а также литературы (во Франции - Ж.Жене, М.Бютор, в США - Дж.Керуак, чьи настроения деструкции и отчаяния весьма близки разрушительной творческой энергии П.). П. погиб в автокатастрофе в возрасте 44 лет.
   Лит.: Robertson В. Jackson Pollock. London, 1960; Frank Е. Jackson Pollock. New York, 1983; Friedman B.M. Jackson Pollock. Energy Made Visible. New York, 1995; Hughes R. American Visions. The Epic History of Art in America. New York, 1997.
   M. Тлостанова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Поллок, Джексон" в других словарях:

  • Поллок Джексон — (Pollock) (1912 1956), американский живописец. В 40 х гг. выступил как глава «абстрактного экспрессионизма»  разновидности абстрактного искусства, основанного на интуитивности не контролируемого разумом творчества. Прибегая к технике «дриппинга»… …   Энциклопедический словарь

  • Поллок, Джексон — Пол Джексон Поллок Имя при рождении …   Википедия

  • Поллок Джексон — Пол Джексон Поллок Имя при рождении: Paul Jackson Pollock Дата рождения: 28 января 1912 Место рождения …   Википедия

  • Поллок (фильм) — Поллок Pollock Жанр драма Режиссёр Эд Харрис …   Википедия

  • Поллок — Поллок: Поллок (фильм) драма режиссёра Эда Харриса, снятая им в 2000 году по книге Стивена Нэйфи и Грегори Уайт Смита «Джексон Поллок, американская сага». Фамилия Поллок, Джейми (род. 1992)  шотландский футболист. Поллок, Джексон (1912… …   Википедия

  • Джексон Поллок — Пол Джексон Поллок Имя при рождении: Paul Jackson Pollock Дата рождения: 28 января 1912 Место рождения …   Википедия

  • Поллок, Джэксон — Пол Джексон Поллок Имя при рождении: Paul Jackson Pollock Дата рождения: 28 января 1912 Место рождения …   Википедия

  • Поллок Д. — Пол Джексон Поллок Имя при рождении: Paul Jackson Pollock Дата рождения: 28 января 1912 Место рождения …   Википедия

  • Поллок Джэксон — Пол Джексон Поллок Имя при рождении: Paul Jackson Pollock Дата рождения: 28 января 1912 Место рождения …   Википедия

  • ПОЛЛОК Джэксон — (Pollock, Jackson) (1912 1956), американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950 х годов. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Вайоминг). В 1929 он приехал в Нью Йорк учиться живописи у… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»