- “Стихи Живущих”
- (“Verse der Lebenden. Deutsche Lyrik seit 1910”, 1924)антология поэзии с широким охватом раннего и позднего экспрессионизма. Задумана и составлена поэтом, критиком, издателем журнала “Фойеррайтер” (“Feuerreiter”, “Огненный всадник”) Х.Э.Якобом как доказательство смены художественной парадигмы в немецкой поэзии на рубеже веков. Наряду с широко известными поэтами-экспрессионистами, такими как Й.Р.Бехер*, Г.Бенн*, Э.Бласс*, П.Больдт*, М.Брод*, Ф.Верфель*, А.Вольфенштейн*, А.Т.Вегнер, Г.Гейм*, И.Голль*, Клабунд*, В.Клемм*, Р.Леонгард*, О.Лёрке*, Р.Шикеле*, Э.Штадлер*, Г.Тракль*, В.Газенклевер*, П.Цех* в антологию включены менее известные экспрессионисты и их окружение: Ф.В.Бишофф, Г.Бриттинг, К.Вессе, Э.Вайс*, Х.Казак*, П.Людвиг, П.Майер, А.Нойман, Э.А.Рейнгардт, Р.Фукс, А.Шнак, О.Цофф, К.Цукмайер. Х.Э.Якоб продолжил традицию антологий “Мистраль”* и “Аркадия”*, в которых экспрессионистская поэзия была представлена на фоне параллельно развивающихся тенденций, но, в отличие от них, “Стихи живущих”, задуманная как итоговая антология, в большей степени продемонстрировала многоплановость и неоднородность самого течения: “Обратить взор на лирику с 1910 года означает обратить его на хаос” (Х.Э.Якоб). Причина хаоса, по мнению Х.Э.Якоба, заключается в том, что хронологически короткий период экспрессионизма разделился на четыре “эпохи”: довоенную (1910-1913); военную первых лет (1914- 1915); предреволюционную (1916-1918) и время революционных событий в Германии (1919-1923). Все четыре эпохи “безнадежно и неразрывно переплелись в поэзии экспрессионизма, и поэтическому зародышу этого времени явно не хватило инкубационного периода [...]. У живущих сейчас поэтов нет ни единства впечатлений и переживаний, ни единства стилистического”. Но все же их объединяет нечто общее - резкое противопоставление периоду, который закончился 1910-м годом.Разнообразно представлен весь спектр типичной экспрессионистской тематики: жизнь большого города, война, конфликт отцов и детей*, изначальная доброта человека и его родство с миром, любовь*, чувственный экстаз, религия, странствие, дом, природа*, отчуждение личности. Х.Э.Якоб дает неожиданные характеристики признанным поэтам, иллюстрируя их текстами. Например, заслугу М.Брода он видит в том, что он инициировал смену эстетического канона и, следуя Ницше, доказывал право на “красоту безобразного”. “Неочевидность ценностей” была предметом поэзии Бласса, Больдта, Вольфенштейна. Лицо поэзии военного времени определил Й.Р.Бехер, “открывший подлинную грамматику войны с ее синтаксисом катастрофы и логикой взрыва”. Но “первым серьезным бойцом со времен Ницше” Якоб считает Ф.Верфеля, этого “всеохватывающего и глубочайшего поэта”.Выбором текстов для антологии Якоб стремился подчеркнуть, что лирика экспрессионизма не исчерпывается ставшими хрестоматийными стихотворениями: новаторство поэзии не обязательно должно проявляться в мотивах и метафорах, свойственных кризисному сознанию “конца света”, или в “мессианских” патетических призывах к обновлению человека и единению человечества.Антология дважды переиздавалась в переработанном и дополненном виде - в 1927 (добавлено несколько имен - X.Казак, Р.Леонгард, К.Цукмайер и др., но исключен К.Хиллер*) и в 1932 (добавлено восемь австрийских поэтов - Р.Биллингер, Ф.Браун, А.Эренштейн, Ф.Шрайфогль, В.Витнер, Г.Цернатто, Й.Линднер, а также М.Герман-Нейссе* и уроженка Праги Г.Фишер). Антология “Стихи живущих” завершает процесс осмысления экспрессионизма перед приходом к власти в Германии нацизма; после нее вышла только антология поэзии круга журнала “Штурм”* (1932), выдержанная в русле доктрины Х.Вальдена* о “новом словесном искусстве” и представлявшая только одну из поэтических реализаций экспрессионизма.Лит.: Verse der Lebenden. Deutsche Lyrik seit 1910/Hg. H.E.Jacob. Berlin, 1924,1927, 1932.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.