- Формизм
- (formizm, 1917-1922)течение польского авангарда. Зародилось в среде краковских художников, где на базе выставок “независимых” (1911, 1912, 1913), а также первой совместной выставки в Закопане (1916) выросла и консолидировалась группа, первоначально выступившая под лозунгом экспрессионизма, хотя позиции ее участников (значительно расходившиеся и между собой) были полемичны по отношению к идеям экспрессионистов. “Первая выставка польских экспрессионистов” (Краков, ноябрь 1917), организованная Титусом Чижевским и Збигневом Пронашко, помимо их собственных работ, включала живопись Леона Хвистека, Яна Грынковского, Леона Должицкого, Густава Гвоздецкого, Яцека Межеевского, Тымона Несёловского, Анджея Пронашко, скульптуры Августа Замойского, а также народную живопись на стекле и резьбу по дереву с Подгалья. Программная статья 3.Пронашко “Об экспрессионизме” (1918) в журнале “Маски”* продемонстрировала, что экспрессионизм он и его соратники понимают обобщенно-расширительно: как оппозицию академизму и импрессионизму, фиксирующим внешнее, как апофеоз новизны и эмоциональной выразительности.После “Второй выставки польских формистов (экспрессионистов)” (Краков, июнь 1918) и совместных экспозиций с группой “Бунт”* (Краков, 1918, Познань, 1919, Варшава 1919, 1920, Львов, 1920) стало очевидно, что принятое имя не соответствует художественной сути течения. Тем временем к инициативе присоединились Конрад Винклер, С.И.Виткевич*, Генрик Готлиб. Группа приняла предложенное критиком Эмилем Брайтером название “формизм”, и с 1919 ее участники стали именоваться “польскими формистами” (первая выставка - Варшава, 1919). Трибуной группы стал журнал “Формисты” (“Formisci”), выходивший под редакцией Л.Хвистека и Т.Чижевского в 1919-1921 (увидели свет шесть номеров); в нем активно печатались и польские поэты-футуристы.С 1919 по 1921 выставки формистов ежегодно проходили в Варшаве, где в 1920 возникла родственная группа: Ромуальд Камиль Витковский, Вацлав Вонсович, Ян Жизновский, Ежи Заруба, Владислав Рогуский, Щенсный Рутковский. После выставки во Львове (1920) и там сложилось аналогичное объединение: Людвик Лилль, Станислав Матусяк, Зыгмунт Радницкий, Зофья Форциммер. В 1921 формисты разных регионов как единая группа приняли участие в парижской выставке “Польша молодая”. В 1922 коллективная деятельность прекратилась. Итоги существования группы были подведены в 1922 в статьях С.И.Виткевича и Л.Хвистека, чьи теории “чистой формы” и “множественности действительностей” отчасти служили теоретическим обоснованием Ф. Объединение формистов, по существу, было открытым цехом новаторов, содействовавшим включению национального искусства в орбиту общеевропейской эстетической проблематики. Эпитет “формистический” в Польше надолго стал родовым для обозначения акций художественного авангарда: утратив конкретику, он приобрел нарицательный смысл. Движение формистов было весьма изменчиво по составу, в их выставках всегда участвовало множество гостей (среди прочих - Владислав Скочиляс, Роман Крамштык, Эугениуш Зак, Моисей Кислинг). Шумные манифесты (по большей части не подтвержденные творчеством), тактические альянсы с различными литературно-художественными группами создали формистам репутацию “большевиков” в искусстве; название попало в них рикошетом, по аналогии с футуризмом (“формизм” и “футуризм” нередко смешивались в словоупотреблении как критиков, так и самих авторов).Ф. был течением синкретичным, противоречивым, неоднородным, не имевшим общего стиля. Непохожесть друг на друга осознавалась участниками движения при общей ориентации на поиск идеальной формы. Их сблизила “воля к форме” (К.Винклер), убеждение в приоритете конструктивного начала над внехудожественным содержанием, в превосходстве определенности над аморфностью (в частности, рисунка и композиции над цветом и светом), деформации над запечатлением реальности. Ф. - смесь разных тенденций, в нем учтен опыт фовизма, экспрессионизма, кубизма, футуризма, есть сходство с дадаизмом (хотя формисты были противниками демонстративного жеста как замены искусства). Он не порывал с народной традицией, был тематически консервативен, следовал принципу конструктивной органичности - точного и лаконичного построения форм, символизирующих предметы. Для картин формистов характерны сочетание фигуративности и абстракции, ритмический баланс неустойчивых эклектичных структур, геометрические модификации пространств и плоскостей, сжатая гамма красок и локализация интенсивных цветовых пятен, отсутствие светотени. Этими, а подчас и противоположными, средствами сторонники Ф. создавали медитативно-визионерские полотна, которые, впрочем, нередко страдали повышенной живописно-фактурной декоративностью.Лит.: Winkler К. Formizm na tie wspóczesnych kierunków w sztuce. Kraków, 1921; Eugeniusz Zak: Wystawa posmiertna. Warszawa, 1926; Rutkowski S. Jacek Mierzejewski. Warszawa, 1927; Winkler К. Formisci polscy. Warszawa, 1927; Zahorska S. Eugeniusz Zak. Warszawa, 1927; Wystawa prac Jacka Mierzejewskiego / E.Kokoszko. Warszawa, 1935; Blumówna H. Zbigniew Pronaszko. Warszawa, 1958; Wallis M. Jacek Mierzejewski // Sztuka polska dwudziestolecia. Warszawa, 1959; Pollakówna J. Formisci. Wroclaw, 1972; BaranowiczZ. Formisci// Polska awangarda artystyczna 1918-1939. Warszawa, 1975; Pollakówna J. Formizm // Literatura polska w okresie miedzywojennym. T. 1. Kraków, 1979; Formisci/ Red. I.Jakimowicz. Warszawa, 1989; KostyrkoT. Formizm // Od awangardy do postmodernizmu. W., 1996.А. Базилевский
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.