- Хайнике (Гейнике), Курт
- (Heynicke, Kurt)(20.09.1891, Лигниц, сейчас Легница, Польша - 18.03.1985, Мерцхаузен)немецкий поэт, прозаик, драматург, сценарист. Сын рабочего. Окончив берлинскую народную школу, был мелким банковским служащим, коммерсантом. Ранним поэтическим опытам помешала болезнь: у него открылся туберкулез (1911). Позднее, в 1914 дебютировал стихами в журнале “Штурм”*. С 1914 по 1918 солдат, участвовал в I мировой войне. Первый поэтический сборник “Кругом падают звезды” (“Rings fallen Sterne”, 1917) издал с посвящением “Вождю, художнику, человеку Х.Вальдену*. С поля боя”. По возвращении с войны опубликовал пьесу “Колбасные консервы и любовь. Веселые сценки из военных лет” (“Konservenwurst und Liebe. Ein fröhlich Spiel aus der Kriegszeit”, 1918) и книги стихов “Скрипки Бога. Стихотворения” (“Gottes Geigen. Gedichte”, 1918), “Безымянная личность. Ритмы времени и вечности” (“Das namenlose Angesicht. Rhytmen aus Zeit und Ewigkeit”, 1919, премия Клейста). После войны жил в бранденбургском городке Дуйсбурге, существуя литературным трудом.Ранняя проза и лирика X. “пронизаны вселенской кротостью и благочестием”, однако “достаточно здесь и свойственной экспрессионизму внешней риторики” (С.Виет-та). Для его поэзии характерно противоречие между неустойчивой ритмикой и устойчивой метафорикой. X. эксплуатирует обычные для экспрессионизма мотивы порыва*, света* и тьмы, тождества человека и Бога (“Бог, я как ты!”); человек не просто “включен” в жизнь Вселенной, он занимает в ней центральное место (“Я солнце посреди кружения Вселенной, / Я, человек”). Поэзия X. - “источник мощного свечения” (В.Зокель), в его стихах все “цветет” и “сияет”, он видит себя “безымянным пророком”, явившимся “возвести храм новой веры”. “Опаляющая надежда” X. - немецкий народ, верная ему молодежь; он ополчается против “фальшивых пророков” - литераторов “интернационального братства”.С 1932 X. жил в Берлине, работал на киностудии УФА. 1934 стал для него переломным годом: вскоре после премьеры спектакля по его пьесе “Путь в рейх” (“Der Weg ins Reich”, 1933), которую нацистская цензура признала “нежелательной”, уязвленный автор (считавший себя ортодоксальным нацистом) переключился на развлекательную литературу. Он создал серию “веселых романов” (“Сердце, где ты на постое?”, “Herz, wo liegst du im Quartier?”, 1938; “Дерево, которое растет в небо”, “Der Baum, der in den Himmel wächst”, 1940), любовные романы (“Розы цветут даже осенью”, “Rosen blühen auch im Herbst”, 1942 и др.), комедии (“Женщина в доме”, “Frau im Haus”, 1937; “Племянница из Америки”, “Die Nichte aus Amerika”, 1955 и др.). Произведения этого периода уже мало связывает с экспрессионистским прошлым. “Я сочинитель, - объясняет Хайнике свое пристрастие к массовой литературной продукции, - и я был бы плохим сочинителем, откажись я развлекать своего читателя”.С 1933 года до конца жизни X. безвыездно жил в Мерцхаузене (под Фрайбургом) и писал, как в годы нацизма, так и после 1945, в основном телевизионные сценарии и радиопьесы. Его последний стихотворный сборник носит название “В начале были мечты” (“Am Anfang stehen die Träume”, 1978). X., безусловно, оставил заметный след в экспрессионизме, при этом одни считают его прекрасным стилистом, другие (Виетта, Кемпер) - “блестящим ритором”.Соч.: Die hohe Ebene. 1921; Der Weg zum Ich. Die Eroberung der inneren Welt. 1922; Eros inmitten. 1925; Traum im Diesseits. 1932; Das Leben sagt Ja. 1936; Der goldene Käfig. 1950; Die Partei der Anständigen. Das Lächeln der Apostel. 1968; Alle Finsternisse sind schlafendes Licht. Worms, 1969; Das lyrische Werk. Bd. 1-2. Worms, 1974.Лит.: Sokel W. Der literarische Expressionismus. München, 1959; Vietta S., Kemper H.G. Expressionismus. München, 1975; Lyrik des Expressionismus / Hg. S.Vietta. Tübingen, 1976.Ю.Логинова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.