- Бласс, Эрнст
- (Blass, Ernst)(17.10.1890, Берлин - 23.01.1939, Берлин)немецкий поэт, эссеист, критик, издатель. С 1908 по 1913 - студент юридического факультета Берлинского и Фрейбургского университетов. После знакомства с К.Хиллером* (1909) погружается в атмосферу берлинской литературной жизни, становится одним из организаторов “Нового клуба”* и кабаре “Гну”*. С 1910 много печатается как поэт, выступает с эссе и рецензиями практически во всех крупных экспрессионистских журналах (“Штурм”*, “Акцион”*, “Ди вайсен блеттер”*, “Дихтунг”*, “Симплициссимус”, “Демократ”, “Гердер-блеттер”*, “Пан”, “Революцион”*, “Новый пафос”*, “Сатурн”, “Факел”*, “Мерц” и др.). В круг его основных литературно-критических интересов входила поэзия и проза многих экспрессионистов - А.Дёблина*, А.Керра, Г.Манна*, Ю.Баба, М.Брода*, Х.Э.Якоба, Ф.Юнга, Ф.Верфеля*, М.Кузмина* и др.Б. называют “немецким Верленом” (К.Хиллер*), черпающим вдохновение в пульсации большого города. Впервые в литературе Германии, где тогда еще не было городской поэзии, он “элегантно и дерзко, метафорически смело и точно, поражая современников” (П.Хертлинг), передает потерянность и страх человека в большом городе, его разрушительное воздействие на личность. С первых же стихотворений (“Слабонервный”, “Der Nervenschwache”, 1910-1911) лирическое “я” предстает истерзанным, преследуемым демоническими силами. Б. рисует тип “современного человека”: болезненного, нервного и крайне ироничного. Его лирика чувственна, его мир источает запахи духов и пота, но луна над ним - словно “слизь”, а звезды - “нежно подрагивающие эмбрионы на невидимой пуповине”. Город* предстает одушевленным организмом, он дышит, живет, трепещет. В сонете “Кройцберг I” (“Kreuzberg I”, 1910-1911) город становится предметом вожделения: он предстает как женское начало с чертами femme fatal (роковой женщины): это и притягательная искусительница, и губительная развратница. Автор трижды вплетает в ткань сонета слово “бледный” (по-немецки “blass”), то есть свое собственное имя, подчеркивая тем самым личное отношение к городу.Резкое ухудшение здоровья (с детства страдал эпилепсией) и настойчивые просьбы родителей заставили Б. в 1913 переехать в более спокойный Гейдельберг, где в издательстве Р.Вайсбаха к тому времени вышел первый и, по мнению критики, лучший сборник его стихов “По улице вдоль привело меня” (“Die Strassen komme ich entlang geweht”, 1912). Авторское предисловие к нему прозвучало как боевая программа утверждения высоких целей, пронизанная духом полемики с его берлинскими единомышленниками.С 1913 Б. отошел от экспрессионизма (покинул кабаре “Гну”) и сблизился с кругом С.Георге*, что отразилось на характере трех последующих поэтических сборников: “Стихи о расставании и свете” (“Die Gedichte von Trennung und Licht”, 1915); “Стихи о лете и смерти”, (“Die Gedichte von Sommer und Tod”, 1918); “Оголенный провод” (“Der offene Strom”, 1921). От лирики большого города Б. возвращается к “южно-немецкой пасторальности в чистейших лирических формах” (Я.Пикар).В Гейдельберге Б. издает журнал “Аргонавты”*, но I мировая война прерывает его выход в свет, и в 1915 Б. возвращается в Берлин. С 1916 - доктор права, до 1920 служит архивариусом Дрезденского банка; в 1921-1924- литературный, кино- и балетный критик в Берлине (“О сущности нового танцевального искусства” (“Das Wesen der neuen Tanzkunst”, 1921 ), “Заметки о танцевальном искусстве” (“Notizen über Tanzkunst”, 1924)), с 1924 - журналист и редактор издательства “Пауль Кассирер”. С 1926 по 1933 тесно сотрудничает с журналом “Ди литерарише вельт” (“Die literarische Welt”, “Литературный мир”), в котором печатает статьи о литературе, кино, театре, актерах (“О кино-революции: звуковое кино”, “Zu Film-Wende (Aufsatz über den Tonfilm)”, 1930; эссе о П.Эрнсте, Э.Ласкер-Шюлер*, А.Дёблине*, Г.Гауптмане* и др.).В 1930 Б. ослеп (ненадолго прозрев перед смертью). Результатом этого нового жизненного опыта стал рассказ, опубликованный К.Оттеном* лишь в 1959 под названием “Слепой” (“Der Blinde”). В свойственной ему спокойной манере, намеренно тривиально Б. говорит о том, что не политические страсти, не государственная власть, не сознательно управляемое человеческое безумие заставляют бездну разверзнуться, а жестокое безразличие каждой отдельной личности.Соч.: Über den Stil Stefan Georges. Heidelberg, 1920; Die Strassen komme ich entlang geweht. Sämtliche Gedichte// Hg. und Nachwort von Th.Schumann. München, 1980.Лит.: Hiller К. Ernst Blass// Die Aktion. 1912.25.09; Picard J. Ernst Blass und seine Umwelt in Heidelberg und Die Argonauten. Biographisches Fragment // Imprimatur. Jahrbuch für Bucherfreunde. Bd. III. Frankfurt а. M., 1962; Schumann Th. Ein deutscher Verlain. Erinnerungen an den expressionistischen Dichter Ernst Blass // Der Literat 17. 1975.Н.Пестова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.