- Цесарец, Август
- (Cesarec, Avgust)(04.12.1893, Загреб, Хорватия, Австро-Венгрия - 17.07.1941, Загреб, Югославия)хорватский прозаик, поэт, драматург, критик.Родился в семье рабочего. Рассказы начал писать еще будучи гимназистом, сотрудничал в молодежных журналах “Побратим” (1908-1910) и “Вал” (1911), в социал-демократическом издании “Свободное слово” (1910). Рано проявил себя писателем ярко выраженной социальной направленности. Участвовал в движении радикальной националистической молодежи под руководством В.Черины. В 1912 участвовал во всеобщей забастовке гимназистов и студентов против режима бана Цувая и по этому поводу написал брошюру “Студенческое движение. От возрождения школы - к возрождению народа!” После покушения Л.Юкича на бана Цувая (08.07.1912) вместе с группой молодежи был арестован и осужден на четыре года строгого режима, но по состоянию здоровья (туберкулез) условно освобожден через девятнадцать месяцев. В конце 1915 мобилизован в австро-венгерскую армию и отправлен в оккупированную Сербию (Крушевац), где оставался до конца войны, работая в армейской канцелярии. В 1918 возвратился в Загреб и как “сомнительный элемент” снова был арестован. В дальнейшем много раз оказывался в тюрьмах за революционную и публицистическую деятельность.После I мировой войны Ц. становится членом обновленной Социал-демократической партии, в апреле 1919 присутствует на учредительном Конгрессе социалистической рабочей партии Югославии (коммунистов) и становится ее членом. В январе 1919 вместе с М.Крлежей* издает в Загребе журнал “Пламен” (“Пламя”, закрыт в августе того же года), который, по словам самого Ц., был “первым осознанным выступлением левого фронта югославской культуры и искусства”. В своих стихах, рассказах и критических статьях приветствует Октябрьскую революцию в России. После запрещения КПЮ (1920) по заданию партии учреждает нелегальную газету “Коммунист” (всего вышло четыре номера, почти полностью состоящие из статей самого Ц.). Жил за границей или на нелегальном положении, часто переезжал с места на место, продолжал писать политические памфлеты и статьи и недовольный тем, что партия заняла оборонительную позицию, стал членом террористической организации (в дальнейшем отказался от идеи индивидуального террора, признав его знаком малодушия и неверия в силы рабочего класса). В октябре 1922 первый раз нелегально посетил Советскую Россию, присутствовал на IV Конгрессе Коминтерна, в московском журнале “ЛЕФ” напечатал статью “ЛЕФ в Югославии” (1923, № 2). В 1923 сотрудничает в журнале М.Крлежи “Книжевна република” (“Литературная республика”, 1923-1927), в 1928-1929 издает коммунистическую газету “Заштита човека” (“Защита человека”)После январского переворота 1929 терпит лишения, нужду, работает преимущественно как литератор, издает свои романы, стихи. В 1932-1933 редактирует перевод на сербскохорватский язык “Капитала” К.Маркса. В 1933-1934 становится членом агитпропа Компартии в Загребе, в 1934 сотрудничает в белградском социал-демократическом журнале “Данас” (“Сегодня”). Как единый делегат левого фронта литературы Югославии должен был в начале 1934 отправиться в Москву на Первый Съезд советских писателей, но на границе был схвачен и два месяца провел в тюрьме. В конце 1934 нелегально прибыл в Москву, где оставался до 1937. Много путешествует, пишет очерки о жизни в СССР, участвует в VII Конгрессе Коминтерна, работает в Иностранной секции Союза советских писателей, переводит на русский язык свои произведения. Из СССР уехал в Париж, затем в Испанию, где несколько месяцев провел среди бойцов Интернациональной бригады. В 1938 возвратился в Хорватию и снова попал в тюрьму. В 1939-1941 много писал, сотрудничал в нелегальном журнале “Израз” (“Образ”, 1939-1940), после фашистской оккупации и провозглашения “Независимого государства Хорватии” перешел на нелегальное положение, вместе с другими сотрудниками “Израза” был арестован, отправлен в концентрационный лагерь для коммунистов, а затем, после неудачной попытки к бегству, расстрелян.Творческое наследие Ц. обширно и неоднородно. В его первый поэтический сборник “Стихотворения” (“Pesme”, 1919) вошли произведения 1912-1918, отмеченные сильным влиянием экспрессионистской поэтики. Пафосные, ритмически и стилистически неупорядоченные, экстатически напряженные, перенасыщенные библейской и космической символикой, стихи отражали бунтарские настроения и содержали призывы к осуществлению светлых идеалов. Как показывают статьи в журнале “Пламен”, в этот период Ц. считал, что экспрессионизм наилучшим образом может передать настроение кризисной эпохи, ее трагизм, подъем народных масс, ненависть к войне, ощущение надвигающейся революции, что это путь к созданию новой литературы. В статье “Две ориентации” (“Dvije orijentacije”, № 2) Ц. писал, что искусство будущего - это “искусство интегральной формы, освобожденное от материальной скорлупы, искусство душевной сущности”. Те же черты свойственны и его ранним рассказам (сборники “Судите меня”, “Sudite me”, 1925, и “В поисках нового пути”, “Za novim putem”, 1926): они усложнены, метафоричны, исполнены абстрактной символики, в них действуют аллегории Свободы, Правды, Совести, несущегося в неизвестное Поезда и т.д. В них отразилось стремление автора поставить и решить общечеловеческие проблемы: революции и войны, влияния войны на психологию современников и др. Они содержат острую критику общественных порядков югославянского государства, исполнены революционных лозунгов. Многие черты его ранней прозы позднее органично влились в арсенал так называемой “социальной литературы”, с которой Ц. солидаризировался по долгу партийной принадлежности. В то же время он довольно рано отрекся от экспрессионизма (статья “Декаданс и революция”, 1920), называя его, наряду с другими современными течениями, застарелой болезнью европейской культуры, парализующей творческую энергию.Постепенно художественная система Ц. эволюционирует. В традиции хорватского критического реализма заняли достойное место его романы: “Цесарево королевство” (“Cesareva kraljevina”, 1925) - социальнопсихологический роман о революционной студенческой среде предвоенной Хорватии; “Золотой мальчик и его жертвы” (“Zlatni mladic i njegove zrtve”, 1928) - семейная хроника, посвященная проблемам зарождения фашистской идеологии в послевоенном хорватском обществе; “Беглецы” (“Bjegunci”, 1933) - автобиографический публицистический роман, отражающий споры и дискуссии в среде пражских политических эмигрантов. В 1931 выходит сборник рассказов “Тонкина единственная любовь” (“Tonkina jedina ljubav”); в 1939 - “Новеллы” (“Novell”). Жесткие рамки “социальной литературы” не стесняли Ц., который в творчестве всегда опирался на собственные впечатления от действительности. После 1929, в условиях ужесточения цензуры, Ц. разрабатывает жанр легенды и аллегорического рассказа. В 1938 он выпустил часть своих легенд отдельной книгой (“Исход Израиля и другие легенды”, “Izraelov izlazak i druge legendi”).Публицистика Ц. рождалась в тесном сотрудничестве с М.Крлежей: “их взгляды были настолько идентичны, что иногда их статьи можно различить только по стилю изложения и несколько более выраженной склонности Ц. к политическим вопросам” (Р.Вучкович). За время I мировой войны оба прошли сходную эволюцию: от югославянского националистического витализма (лидером которого в предвоенный период был В.Черина) к утопическому социалистическому интернационализму. При этом Ц. основополагающей традицией для своей концепции считал богомильство, а Крлежа, соглашаясь с ним по существу, в число своих предтеч включал также Ю.Крижанича и С.С.Краньчевича. В современных условиях свою идейно-эстетическую платформу они связывали с деятельностью II и III Интернационала. С этих позиций они писали об ответственности власти перед народом, выступали в журнале “Пламен” в защиту Октябрьской революции в России, революционного движения в Венгрии и Германии, критиковали порядки нового югославского государства, предрекали скорый революционный подъем. После первого посещения России в 1922-1923 Ц. пишет очерки, которые стали первым в Югославии доброжелательным отзывом о событиях в России и советской культуре. Второе путешествие еще более утвердило Ц. в его взглядах на Россию как на страну осуществленной мечты, основу новой цивилизации, где успешно решаются социальные, национальные, культурные проблемы. Новые серии его очерков вошли в книги “Путешествия по Советской России” (“Putovanja ро Sovjetskom Savezu”), “На Украине” (“Na Ukraini”), “Жизнь советских малых народов” (“Kod sovjetskih malih naroda”), “Сегодняшняя Россия” (“Danasnja Rusija”), которые были напечатаны в 1940. После посещения Испании он пишет книгу “Испанские встречи” (“Spanjolske susreti”), посвященную соотечественникам, сражающимся на испанской земле (в 1938 книга вышла в Канаде, а в Хорватии - только в 1961). В последние годы жизни Ц. пишет серию статей о хорватском деятеле XIX в. Е.Кватернике, а затем и пьесу о нем “Сын отечества” (“Sin domovine”). Она была поставлена Б.Гавеллой в Хорватском народном театре и получила премию как лучшая пьеса 1940. По словам М.Селимовича, жизнь Ц., в которой “он запрещал себе отдых, удовольствия, мысли о болезни, слабости, любви, и трагическая смерть в темной ночи Загреба... похожи на сказку о чистом и благородном герое, жертвующем собой ради свободы своего народа”.Лит.: Zaninovic V. Avgust Cesarec. Zagreb, 1964; Selimovié M. Eseji i ogledi. Sarajevo, 1966; Vuökovic R. Poetika hrvatskog i srpskog ekspresionizma. Sarajevo, 1979; Ильина Г.Я. К вопросу о художественном методе А.Цесарца // Зарубежные славянские литературы. XX век. М., 1970.М.Карасева
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.