- Цесьлевский, Тадеуш
- (Cieslewski, Tadeusz)(17.04.1895, Варшава - 08.1944, точная дата неизвестна, Варшава)польский художник, теоретик и историк искусства, прозаик, драматург, автор философских дневников. Сын художника-акварелиста Тадеуша Цесьлевского-старшего. В 1913-1916 изучал архитектуру в львовском и варшавском политехнических институтах, в 1923-1925- скульптуру и графику в варшавской Школе изобразительных искусств. В 1918-1922 служил в польской армии, участвовал в польско-советской войне. В 1925-1926 жил в Париже, где в 1926 состоялась его первая персональная выставка, в 1926-1928 - в Италии. Вторично посетил Париж в 1933. Выступал с докладами и лекциями по эстетике и изобразительному искусству. Основал товарищество графиков “Рыт” (“Ryt”, “Гравюра”, 1925-1939) и ассоциацию графиков “Чернь и бель” (“Czerñ i biel”, “Чернота и белизна”, 1935-1939). Эстетическая позиция Ц. близка экспрессионизму разрывом с эмпирикой, верой в то, что искусство есть субъективное откровение о трансцендентном. Фантаст и мечтатель, Ц. воспринимал реальность как “таинственный палимпсест”, в который художник пытается заглянуть с другой стороны, чтобы, “выкричавшись”, прийти к мистическому успокоению и духовному самоусовершенствованию. Изобразительным и литературным произведениям Ц. свойствен своего рода графизм: мимолетные образы словно возникают из тьмы, сверхъестественное на миг становится доступным, проглядывая сквозь будни.Основное в наследии Ц.-художника - станковая графика, в том числе множество экслибрисов, а также гравированные книжные иллюстрации, заставки, буквицы. Преобладают антифаксимильные гравюры на дереве - белый штрих в “море черноты”, резкий свет, бьющий то с разных сторон, то из самих предметов. Виртуозная фактурная техника Ц. основана на эффектах многорядного повтора и мерцающего следа. Очертания лаконичных изображений деформированы, композицией подчеркнуто парадоксальное тождество динамики и неподвижности. Среди гравюр Ц. - портреты, пейзажи, архитектурные фантазии и визионерские “психические автопортреты”. В числе последних - литографии (“Гость”, “Откровение”, “Бесконечность”), металлогравюры (“Карусель 1”, “Karuzela 1”, “Кошмар”, “Koszmar”, “Бытие-Небытие”, “Byt-Niebyt”, “Тоска Земли по свету”, “Tçsknota Ziemi za swiattem”, “Замкнутый мир”, “Swiat zamkniçty”, “Разум”, “Rozum”), линогравюры (“Мистерия”, “Misterium”, “Книга города”, “Ksiçga miasta”, “Кулисы закоулков”, “Kulisy zautków”), ксилографии (“Кто я?”, “Kim jestem?”, “Lux in tenebris”, “Кто-то меня читает?”, “Ktos mnie czyta?”, “Молчание пространства”, “Milczenie przestrzeni”, “Одиночество”, “Samotnosc”, “Книги-двойники”, “Ksiçgi-sobowtory”, “Homo sapiens”, “Vita humana”, “Галлюцинация в старом городе”, “Halucynacja na starym miescie”, “Ностальгия”, “Nostalgia”, “Профиль”, “Profil”, “Карусель 2”, “Karuzela 2”, “Слепец”, “Slepiec”). Это эмоциональные размышления об истоках человеческого “я”, насыщенные гротескными соположениями фрагментов реальности и повторяющихся мотивов-символов: в пустых комнатах, на фоне кулис неведомого театра, витают странные маски, наружу смотрят окна-глазницы, лестницы круто уходят в небо, в закоулках города, выходящего из древней книги, блуждают призрачные лодки и среди искалеченных временем стен и слабо мерцающих фонарей, под вьюгой звезд и комет тщетно взыскует истины одинокий человек, тонущий во тьме небытия. В сумрачных видениях Ц. запечатлена тоска невозможности познания, хаотичное блуждание души, лишь мнящей, будто она восходит к гармонии, всевластие силы карающего Космоса.Хорошо зная современные ему течения в искусстве, Ц. ориентировался на мировоззренческие и эстетические принципы, родственные экспрессионизму, хотя и не причислял себя к его сторонникам. Своими учителями в графике считал Д.Энсора и В.Фаворского, высоко ценил искусство В.Скочиляса и С.Шукальского.В сентябре 1939 добровольцем ушел на фронт. В годы нацистской оккупации работал кельнером, вел домашние курсы истории графики, продолжал интенсивно творить как художник и литератор. Погиб в первые дни Варшавского восстания. Большинство рукописей и изобразительных работ Ц. не сохранилось.Соч.: Basñ о cudownej ksiazeczce. Warszawa, 1934; Wladyslaw Skoczylas. Warszawa, 1934; Drzeworyt w ksiazce, tece i na ácianie. Warszawa, 1936; Ocalona. Warszawa, 1939; Grafiki matej formy. Krakow, 1962.Лит.: LesznerT. Tadeusz Cieslewski-syn. Poznan, 1946; Tadeusz Cieálewski. Praha, 1948; Banach A. Warszawa Cieálewskiegosyna. Krakow, 1962; Groñska M. Tadeusz Cieálewski-syn. Krakow, 1962.А. Базилевский
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.