Черное и Белое

Черное и Белое
   распространенные цвета экспрессионистской палитры, гораздо более аскетичной, нежели символистская, импрессионистская или сецессионная. Черно-белая гамма главенствовала в экспрессионистской графике, гравюре, кино, которые развивали тоновые возможности типографской печати и фотографии. Отдавать предпочтение черно-белой технике побуждала не только доступность и доходчивость массовых информационных средств. Интенсивная урбанизация начала XX в., занявшая видное тематическое место в экспрессионизме, сама наталкивала на резко оголенные, кричаще-контрастные приемы письма. Черно-белое было реальной тональностью городского пейзажа, особенно бросавшейся в глаза на заводских окраинах: закопченные корпуса, дымная пелена над отработанными отвалами и тесными улицами, грязные рабочие лица и темные фигуры на фоне далекого бледного неба. Таким предстает этот порабощенный и возмущающий души мир в часы повседневного труда, забастовок, антивоенных и первомайских митингов (серия гравюр Ф.Мазереля* “Passion Г Homme”, “Страсти по Человеку”, 1918).
   Очень чутко отозвалась на беспощадные жизненные контрасты также литература, прежде всего поэзия. Пример - поэтический шедевр А.Йожефа* “Ночь окраины” (“Külvárosi éj”, 1932): в тяжко нависшей ночи вяло колышутся сохнущие простыни, словно некие полупризрачные саваны, бледные исчадия все того же обессиливающего дневного ада, не сулящие забвения и облегчения. Но и много раньше - уже у Г.Тракля*, у которого еще господствует пестрая цветовая гамма - в снежно-золотистой голубизне нет-нет, да и проскальзывали темные, глубинные мрачно-тревожные тени. Характерно и латинское заглавие одного из стихотворений Г.Гейма*: “Umbra vitae” (“тень”, т.е. шире - теневой, сумеречный фон жизни). Да и сама иносказательная ситуация стихотворения двузначно-двуедина: люди беспокойно выискивают какие-то загадочные звездные знамения на темнеющих небесах. У Р.Демеля* общепринятая торжественно-официальная черная одежда с праздничной парадностью тоже соединяет в себе и траурный намек. И волшебная сказочная птица (в отличие, скажем, от павы или жар-птицы) у него черным-черна.
   Эта нараставшая склонность к остерегающе-вещей двутонности, отвечавшая общему оксюморонному принципу экспрессионистской поэтики и несводимая к простой изобразительности, заставляла почувствовать, а то и прямо подчеркивала драматически двойственную сущность бытия. Его проникающие “рентгеновские снимки” несли социально и философски просвеченное содержание, хотя имели и свои давние - вплоть до фольклорных - культурно-литературные корни. Цветовая символика восходит к древнейшим пластам человеческого сознания, которое стало воспринимать происходящее, деля его на приемлемое и неприемлемое. Предметно-знаковыми символами добрых и дурных ожиданий и послужили такие наглядные смысловые природные явления, как свет и тьма, заря, закат, затмения и т.п. Дуальность, нравственно и философски усложняемая и осмысляемая христианским богословием, а также различными апокрифами и ересями, продолжала жить в Средние века (высокое, праведное, благостно-божественное - и низкое, дьявольски-греховное, искусительно-демоническое; вразумляющее откровение, путеводная вера - и слепо блуждающее сомнение, всеотрицающее неверие). Особенно нагляден этот дуализм в манихействе, учении о двух извечно противостоящих друг другу субстанциях, каковы добро и зло, душа и плоть, дух и материя.
   Философическое и художественное знаковое наследие далекого и более близкого прошлого бессознательно, а порой сознательно, целеустремленно преображали и экспрессионисты. За черно-белым цветоощущением жизни тянется у них своя глубоко эшелонированная социально-этическая знаковая цепь. Так, Ф.Верфель* от рано воспринятой религиозности приходит к идее альтруистического служения добру, человеку, красоте. Л.Кашшака* протест против I мировой войны, “уитменовский” порыв к братству привели к демократически воинствующей коллективистской этике. Закрепленное экспрессионизмом требовательное цвето - и мироощущение встроилось и в позднейшее искусство. Пример - хотя бы выполненная в отчетливо, даже броско экспрессионистской манере серия гравюр Э.Берды (Венгрия) “No pasarán” (1939) о страданиях и гибели простых людей, которых торжествующе топчет фашистский “апокалипсический всадник” (в изломанности фигур и композиционной “рассеченности” уже улавливается отзвук “Герники” Пикассо). Вызывающе “плакатная” черно-белая символика отозвалась в антифашистских фотомонтажах (Д.Хартфилд, 1938 и др.).
   Полярность сущего толковалась экспрессионистами, в свой черед, двояко. Заявившие себя приверженцами политизированного, агитационно-наступательного искусства (Й.Бехер*, А.Комьят*, Ш.Барта* или Б.Уиц*) целью, как правило, ставили полное устранение темной, недоброй ипостаси миропорядка, сокрушение его всепроникающей полярности во имя одномерно понятой “диалектики” классовой борьбы. Ригористическое противопоставление одного полюса другому приводило некоторых экспрессионистов подчас к приятию тоталитарной идеологии. Битва за социальный разум и грядущее добро таким образом оборачивалась и своей противоположностью: признанием неизбежности и необходимости насилия, социального зла. Из этого постулата проистекали позднейшие посттоталитаристские конструкции будущего, обреченно-катастрофичные ожидания самоуничтожения цивилизации. Конечным выводом такой дегуманизации сознания некоторые западные исследователи считали постмодернизм.
   Другие же экспрессионисты предполагали некую исконную взаимодополнительность плюса и минуса, чувства и разума, угрожаемости и созидания, “доброй” и “злой” сторон мироздания, приходя - в том числе и вопреки собственному юношескому “активистскому” запалу - к постулату обоюдной терпимости, само - и взаимовоспитания (так называемый конструктивизм, то есть конструктивная этика позднего Кашшака; гимническое приятие гармонической сути жизни Верфелем). Даже у покончившего с собой Йожефа вплоть до последних стихов сохранялась убежденность в непреложной данности, вселенской сопричастности “черного” и “белого”, звука и безмолвия, движения и неподвижности; “космической” бесчеловечности и проникающей ее глубины гуманно-рациональной воли. Этическая задача, общечеловеческий интерес виделись не в том, чтобы стереть, опрокинуть различия, а чтобы увидеть и осознать их. Многосоставная “черно-белая” символика экспрессионизма не только и не столько упрощала картину мира, сколько одновременно выявляла сложно соотнесенную целостность его несущих опор.
   Лит.: Вагнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971; Тернер В. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах// Семиотика и искусствометрия. М., 1972; Данин Д. Нильс Бор. М., 1978; Алексеев И. Концепция дополнительности. М., 1978; Трубецкой H. Избранные труды по филологии. М., 1987; Система, симметрия, гармония. М., 1988; Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998; Fokkema D. The semantic and syntactic organisation of the postmodernism texts. Amsterdam, Philadelphia, 1986; Lengyel B. Frans Masereel - az ember és müvész // Az Újnak tenni hitet. Budapest, 1977; Aradi N. A spanyol polgárháború és a képzomüvészet. U.o.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Черное и Белое" в других словарях:

  • ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ (1991) — «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ», Россия, ЭЛЕГАНТ ЛОДЖИК/СОВЭКСПОРТФИЛЬМ/ЛЕНФИЛЬМ/ТРОИЦКИЙ МОСТ, 1991, цв., 85 мин. Мелодрама. У нее есть элегантная шляпка, плохой английский (приехала все таки из России), неподъемный чемодан с самыми необходимыми вещами. У нее… …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ (1996) — «ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ», Армения, АРМЕНФИЛЬМ, 1996, ч/б, 28 мин. Притча. Пять женщин пашут землю. Солдат возвращается домой. Две женщины от него беременны, а он должен нести камень в реку... В ролях: Самуэл Гарегинян, Анета Арутюнян. Режиссер: Тигран… …   Энциклопедия кино

  • ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ —   1991, 85 мин., цв., “Троицкий мост”, “Совэкспортфильм”, “Элегант Лоджик”. жанр: мелодрама.   реж. Борис Фрумин, сц. Борис Фрумин, опер. Владимир Ильин, худ. Мэри Кейт Виллетт, зв. Эдуард Ванунц, Майкл Карман.   В ролях: Елена Шевченко, Гилберт… …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • принимавший черное за белое — прил., кол во синонимов: 12 • заблуждавшийся (15) • имевший неверное мнение (12) • …   Словарь синонимов

  • Белое - венчальное, черное - печальное. — Белое венчальное, черное печальное. См. ЦВЕТ МАСТЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Белое — Озеро у д. Максимово Маевской волости, другое название – Максимовец. В «Списке ВГ» (1906г.). упоминается как оз. Белица. Многие озера носят подобные название типа «белое», «черное» и т.д. Чаще всего это зависит от цвета воды. Но возможно и другое …   Словарь топонимов Новосокольнического района Псковской области

  • Черное духовенство — Монашество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий, μονάζειν быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής живущий уединённо …   Википедия

  • Чёрное и белое (романс) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрное и белое. «Чёрное и белое» (Мы выбираем, нас выбирают…)  романс из музыки к фильму режиссёра Алексея Коренева «Большая перемена» (1972). Композитор Эдуард Колмановский, автор слов… …   Википедия

  • Из чёрного делать белое (белым) — Разг. То же, что выдавать черное за белое. БМС 1998, 621 …   Большой словарь русских поговорок

  • белое-черное — документы на чужое имя …   Воровской жаргон


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»