- Штамм, Карл
- (Stamm, Karl)(29.03. 1890, Веденсвиль, кантон Цюрих - 21.03. 1919, Цюрих)швейцарский поэт. Родился в многодетной семье торговца средней руки. Закончил учительский институт в Кюснахте, с 1910 учительствовал. В 1914 перебрался в Цюрих, в начале I мировой войны был призван в армию, в 1917 комиссован по состоянию здоровья; стал жертвой эпидемии гриппа.Ш. испытал влияние Э.Штадлера*, Р.М.Рильке, С.Георге, Г.Тракля*, К.Моргенштерна. Для его первого сборника стихотворений “Песнь песней” (“Das Hohelied”, 1913) характерна не свойственная швейцарской литературе интенсивность переживания. Его поэзия пронизана бескомпромиссной солидарностью с обездоленными, страждущими, униженными, поэт ощущал себя частью “мировой боли”, “душой” и “томлением всех вещей”. Идеи всемирного братства, религиозная патетика, повышенная экспрессивность языка - все это роднит Ш. с немецкими экспрессионистами. Он стремится к познанию “мировой воли” (“Я хотел невозможного. Я хотел познать непознаваемое. Я жаждал сорвать покров с тайны бытия”. - Письма, 24.05.1923). Его поэзия - это воплощенная в слове тоска по совершенству. Неудовлетворенность собой достигает временами такого накала, когда она может быть выражена только в крике*. Как и немецкие экспрессионисты, он использует опорные пары антиномий - начало и конец, свет и тьма (см. черное и белое*), рождение и смерть*. Образы его ранней поэзии далеки от реальной жизни, абстрактны, лишены пластичности и чувственной осязаемости, а нередко и смысловой определенности; переход от конкретного к абстрактному, от материального к духовному совершается стремительно, без подготовки. В то же время, в отличие от своих немецких собратьев, он не “ломает” язык и синтаксис, владеет многообразием поэтических форм, отдавая предпочтение сонету.В сборнике “Порыв сердца” (“Der Aufbruch des Herzens”, 1919) наметился интерес к более конкретным, осязаемым вещам и явлениям. На стихотворениях этого сборника, как и на цикле “Легенды” (“Die Legenden”, написаны 1917, опубликованы 1920) сказался опыт военной службы. Ш. пишет о страданиях животного и человека, столкнувшихся с жестокостями войны. В центре его произведений военных лет стоят общие для многих экспрессионистов проблемы: свобода и зависимость, власть и право, инстинкт и совесть, человек и толпа. Все чаще возникают религиозные мотивы и образы: Бог, Богоматерь, Иов, распятие, крестный путь, Голгофа. Смертельно раненная осколками гранаты лошадь вопрошает Спасителя, зачем он допускает такие страдания, но, видя муки Распятого, который не знает ответа на вопросы живой твари и от этого испытывает еще большие муки, забывает о собственных страданиях: “Спаси себя самого” (“Животное перед распятием”). Легенды, представляющие собой лиро-эпические рапсодии в прозе, проникнуты мрачным мироощущением и одновременно верой в Человека, способного подняться над распрями и бойней. Эти же мотивы звучат и в стихотворениях сборника. Солдат во враге узнает своего брата и требует наказать виновников бессмысленной бойни. “Избави нас от жажды избавления!” - говорит он Христу. Но, умирая, кается и в собственной вине. Голгофа - удел всех, в том числе и нейтрального швейцарца, воспринимающего мировую войну и распад традиционных ценностей как собственную трагедию (“Солдат перед распятием”).Ш. в большей мере, чем большинству экспрессионистов, свойственны метафизическая проблематика и религиозное мессианство. Мирочувствование поэта близко пантеизму. Заимствованное у мистиков противопоставление чувственно осязаемого мира идее Бога как пустоты и всепоглощающего мрака выражено в его поэзии не так отчетливо, как у Рильке или Моргенштерна. Он жалуется, что “свет распинает” его, но все же любит солнце, радуется наступающему утру и не способен без остатка раствориться в темной пустоте ночи (“Моя тоска по ночи пронизана жилками света”). “С безвременной кончиной Ш. швейцарская литература лишилась одного из своих самых тонких и талантливых лириков” (М.Штерн).Соч.\ Das Hohelied. Lyrische Dichtungen. Zürich, 1913; Aus dem Tornister / Von Karl Stamm. Marcel Brom und Paul H.Burkhard. Zürich, 1915; Der Aufbruch des Herzens. Zürich, 1919; Dichtungen. Gesamtausgabe in 2 Bd. Zürich, 1929; Briefe. 1931.Лит.: ErmatingerE. Dichtung und Geistesleben der deutschen Schweiz. München, 1933; Günther W. Dichter der neueren Schweiz. Bd. 2. Bern; München, 1968; Bänninger K. Karl Stamm // Neue Zürcher Zeitung. 1960.19.06.В. Седельник
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.