- Эдшмид, Казимир
- (Edschmid, Kasimir)(псевдоним; настоящие имя и фамилия Эдуард Шмид, Eduard Schmid, 06.10.1890, Дармштадт - 31.08.1966, Вульпера, Швейцария)немецкий прозаик, драматург, эссеист, поэт. Сын профессора физики, изучал романскую филологию в университетах Мюнхена, Женевы, Парижа, Страсбурга. Начинал как поэт, сотрудничал в журналах “Штурм”* и “Ди вайсен блеттер”*. Автор экспрессионистских новелл: сборники “Шесть дул” (“Die sechs Mündungen”, 1915), “Неистовая жизнь” (“Das rasende Leben”, 1916), “Тимур” (“Timur”, 1916), “Княгиня” (“Die Fürstin”, 1919). Стилевые средства Э. во многом совпадают со стилистикой др. экспрессионистов: языковая абстракция и “компрессия”, паратактическое нанизывание слов и предложений, передающих богатство материального мира и создающих ощущение динамической напряженности в сочетании с обрывочностью и фрагментарностью языка; сплав декламации и пафоса - с имитацией скупого жеста, заменяющего речь; использование повествовательной кинотехники, начинавшей входить в арсенал стилевых средств литературы.Э. создавал авантюрно-экзотические сюжеты, полные эротики, восхищения перед “естественным”, не испорченным цивилизацией человеком. Понимая жанр новеллы в традиционном смысле как “невероятное происшествие”, он с буйной фантазией и крайним субъективизмом лишал героев опоры на рациональное начало, отдавая дань жестокости и культу силы, рисуя мир неистовых страстей за счет развития сюжета и стилистическими средствами гиперболы и гротеска. Его героям неуютно в “цивилизованном обществе”, они часто покидают дом и родину в поисках чуда, необыкновенных приключений, в том числе и “приключений души”. В своем идеальном герое он соединял “адамита” из теософии средневекового мистика Я.Бёме с “благородным дикарем” (ницшеанской аллегорией “невинного сверхчеловека”). Его персонажи - существа чистые, порой примитивные, близкие в помыслах к Богу, но непорочность сочетается у многих из них с крайним эгоцентризмом и волей к власти. Для ранних новелл Э. характерно подчеркнутое отсутствие внутренней мотивации действия, что определяет и их структуру. Хотя сам Э. отрицал наличие какой-либо общности экспрессионизма с футуризмом, в его новеллах, начиная со сборника “Шесть дул”, ощущается влияние “машинной апологетики”, присущей Ф.Т.Маринетти.Пытаясь создать свой вариант “нового человека”*, Э. абсолютизировал субъективное начало и отметал все, что препятствует неистовой жажде экзотического переживания. Порой его “новый человек” воспринимается как пародия на “сверхчеловека” не только Ф.Ницше, но и К.Мая и Р.Киплинга. В обычной жизни персонажам Э. не находится места, эскапистские мотивы усиливаются сочетанием авантюрного начала (“ковбойской романтики”) с культом силы и скорости, инстинкт вытесняет рефлексию как проявление “рацио”, духовная автономия и независимость ценятся превыше всего.Персонажи Э., движимые своими влечениями и страстью к самореализации, ставят осуществление желаний выше морали (рассказ “Прокаженный лес”, “Aussatziger Wald”). В “Тимуре” жестокость героя призвана подтвердить, что ни собственный внутренний голос, ни Бог не в силах сдержать волю к власти, не знающую никаких моральных препон. В романе “Агатовые пули” (“Die achatnen Kugeln”, 1920) неисчерпанная сила чувств оказывается главной пружиной действия. Героиня романа Дэзи проделывает путь от высшего света до парижского дна. Тратя силы и средства на поддержку бедных и некой революционной организации, она становится “другом человечества”, но не из идейных соображений, а от скуки и отвращения к упорядоченной жизни. В конце романа автор возвращается к идее личной порядочности, признавая в итоге героиню воплощением добра. Созданный Э. тип “нового человека” отличается от др. экспрессионистских героев, приходящих к революционному самосознанию. Единственное, что сближает их - это страстная антибуржуазность и субъективность, противоречивость жизненного опыта в рамках мотива “преображения”.Важную роль в истории экспрессионизма и распространении его идей сыграло программное выступление Э. “Об экспрессионизме в литературе и новое творчество” (“Expressionismus in der Literatur und die neue Dichtung”, 1919), где были сформулированы основные стилевые и мировоззренческие принципы экспрессионизма, нашедшие отражение, в том числе, в его собственной художественной практике.Позднее, отойдя от экспрессионизма, Э. писал пользовавшиеся успехом развлекательные романы, в частности, создал первый в Германии роман о спорте - “Спорт вокруг Гагали” (“Sport um Gagaly”, 1927), биографический роман “Лорд Байрон” (“Lord Byron”, 1929). В 1933 ему как представителю “выродившейся литературы” было запрещено публично выступать, ас 1941 и писать. Годы фашизма он прожил преимущественно в Италии. В 1945 вернулся в Дармштадт, был избран почетным президентом ПЕН-Центра ФРГ, в 1962 - Немецкой академии языка и литературы в Дармштадте.Соч.: Verse. Hymnen. Gesänge. 1911; Bilder. 1913; Über den Expressionismus in der Literatur und die neue deutsche Dichtung. 1919; Deutsches Schicksal. 1932; Lebendiger Expressionismus. 1961.Лит.: Kasimir Edschmid. Ein Buch der Freunde / Hg. G.Schwab. 1950; Kasimir Edschmid. Der Weg. Die Welt. Das Werk / Hg. L.Weltmann. 1955; PfafFP. Kasimir Edschmid // Expressionismus als Literatur / Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; Knapp G.P. Die Literaturdesdeutschen Expressionismus. München, 1979.И.Мпечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.