“Ботшафт” это:

“Ботшафт”
(“Die Botschaft. Neue Gedichte aus Österreich”, “Послание. Новые стихи из Австрии”, 1920) - антология поэзии австрийского экспрессионизма, составленная, прокомментированная и изданная Э.А.Райнхардтом, поэтом и прозаиком, родившимся в Вене и погибшим в 1945 в нацистском концлагере Дахау. Большинство из тридцати трех ее авторов родились или жили в Вене и других австрийских городах: Э.Ангель, П.Баудиш, Ф.Бляй, Ф.Браун, Ф.Брюгель, В.Эйдлиц, О.М.Фонтана*, А.Грюневальд, А.П. фон Гютерсло*, П.Хеллер, Р.Хенкль, А.Том, М.Вид, С.Цвейг; Г.Кулька*, Г.Тракль*, Э.Бушбек, Р.Фукс, Ф.Графе, Т.Таггер (Ф.Брукнер), Э.Вайс*, X. Флеш фон Бруннинген, Э.Янштейн*, Й.Грегор, Г.Фишер, Т.Дойблер* и др. Широко представлены пражцы: Ф.Верфель*, М.Брод*, П.Корнфельд*, Й.Урцидил и др. В то же время жизнь и литературная деятельность многих из них связана с Германией. Э.А.Райнхардт собрал в антологии стихотворения известных и еще неизвестных поэтов, которые отвечали его собственной программе, сформулированной в поэтическом сборнике “Приключение духа” (“Abenteuer im Geiste”, 1917), и наиболее ярко выражали особенности австрийского экспрессионизма, уповавшего не столько на социальные потрясения, сколько на духовные преобразования. Им владел замысел “сотворить миф о времени и перенести все судьбоносное этой эпохи из бренности земного в чистое царство идеи”. Но спектр проблем оказался шире, при этом поэзия представленных в антологии Ф.Верфеля и Г.Тракля обозначила два полюса экспрессионизма. Либеральный интернационализм уживается в ней с пафосом порыва*; максимализм П.Корнфельда (“Если изменится хотя бы один человек, изменится лицо мира”) соседствует с эзотерикой и сдержанностью аполитичного Ф.Графе. Наряду с громким голосом юных ниспровергателей всего устаревшего в жизни и в искусстве звучат сетования по поводу отчуждения мира и тоска по неизвестной дали (Й.Урцидил, М.Вид), а “революционная поза отступает перед пронзительной ранимостью” (Х.-Х.Ханль), которая так отчетливо слышна в стихотворении самого Райнхардта “Тихий возглас” (“Der leise Ruf”) (“Я - гость. Рок одолжил меня на миг и отдал дальше, // И тихий возглас слышится: // Оставь лицо свое и погаси свой свет”). Литературно-историческое значение антологии “Б.” для Австрии столь же велико, как антологии “Сумерки человечества”* для Германии, но, в отличие от последней, первая не ставила задачей подвести итог движения, а представила экспрессионизм в литературе Австрии широкой публике.
   Лит.: Die Botschaft. Neue Gedichte aus Österreich. Gesammelt und eingeleitet von E.A.Rheinhardt. Wien; Prag; Leipzig, 1920; Hahnl H.H. E.A.Rheinhardt // Vergessene Literaten. Fünfzig österreichische Lebensschicksale. Wien, 1984.
   Н.Пестова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "“Ботшафт”" в других словарях:

  • Die Botschaft —    см. Ботшафт …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Кулька, Георг — (Kulka, Georg) (05.06. 1897, Вайдлингау 29.04.1929, Вена)    австрийский поэт. Сын коммерсанта венгерско еврейского происхождения. Учился в гимназии в Вене (1908 1916), был призван в армию, с фронта вернулся офицером запаса. Изучал в Венском… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Хеллер, Пауль — (Heller, Paul) (1896, Вена, Австро Венгрия, сейчас Австрия 13.10.1916)    австрийский поэт. Биографические сведения почти полностью утрачены; известно лишь, что X. погиб на фронте в I мировую войну. В 1919 подборка стихов X. стараниями Г.Кульки* …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»