- Вайхерт, Рихард
- (Weichen, Richard)(22.05.1880, Берлин - 15.11.1961, Берлин)немецкий актер, режиссер, директор ряда театров. Начал театральную деятельность актером в Майнингене. Режиссерский опыт приобретал в дюссельдорфском театре под руководством Л.Дюмон и Г.Линдемана. В 1914-1918 в Мангейме заявил о себе (наряду с Г.Хартунгом*) как один из пионеров экспрессионистского театра в Германии. Важной вехой на этом пути стала постановка драмы “Сын” В.Газенклевера* (1917). Раскрывая одну из главных идей экспрессионизма (борьба против “отцов”, создание образа “нового человека”), В. в своем спектакле намечал основные принципы экспрессионистского театра: подчинить все компоненты постановки единому “видению”; акцентировать светом важнейшие моменты сценического действия и отдельных персонажей, вырвать их из мрака, то есть создать своего рода “прожекторную драматургию”; форсировать темп и звучание речи, чтобы вознести ее до “крика”*. В сценографии господствовал принцип условности. Одновременно В. стремился к максимальному расширению сценического пространства, прибегая к средствам восточного (преимущественно японского) театра. Актеры руководствовались принципами симультанной игры, не чураясь стилизованных поз. Мизансцены не плавно перетекали одна в другую, а резко сменяли друг друга, иногда даже по отчетливо геометрическому принципу. Особое внимание В. уделял подаче каждого слова, что впоследствии стало непременным условием любого экспрессионистского спектакля. Газенклевер был поражен не только художественным решением постановки, но всей ее партитурой, обращением с текстом, что заставило его “поверить в реальное завоевание словом пространства сцены”. Все в спектакле было подчинено основному программному тезису В.: “Обнажение самого потаенного экспрессионизма!” “Сын” стал своего рода эталоном экспрессионистского театра. С него началась творческая жизнь одного из протагонистов этого направления - знаменитого впоследствии актера Э.Дойча*, выступившего в заглавной роли.С 1918 В. - режиссер франкфуртского городского театра, а в 1920-1932- его руководитель. Он продолжил постановки пьес Газенклевера (“Антигона” и др.), обращался к драматургии А.Броннена* и Б.Брехта* (“Барабаны в ночи”). В 1932-1933 В. - режиссер Мюнхенского государственного театра, затем Берлинского театра “Фолькс-бюне”, где поставил “Заговор Фиеско в Генуе” Шиллера (1938), “Клавиго” Гете (1938), “Цезарь и Клеопатра” Шоу (1939), “Амфитрион” Клейста (1939). С 1947 В. вернулся во Франкфурт, где продолжал творческую деятельность до 1956.Лит.: Scholz H. Richard Weichen. Berlin, 1955; Frankfurt und sein Theater/ Hg. H.Heym. Frankfurt a. M., 1963.В.Клюев
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.