- Вальден, Герварт
- (Waiden, Herwarth)(псевдоним; настоящие имя и фамилия Левин, Георг, Lewin, Georg, 16.09.1878, Берлин - 31.10.1941, Саратов, СССР)немецкий издатель, прозаик, драматург, поэт, критик, музыкант. Сын врача, окончил гимназию в Берлине, обучался музыке, в том числе в Италии, готовился стать пианистом, выступал с концертами. Окончил берлинскую консерваторию. С 1903 по 1911 состоял в браке с Э.Ласкер-Шюлер*. В 1904 основал берлинский “Союз искусства” (“Verein für Kunst”), где литераторы и художники могли знакомить публику со своим творчеством. С 1908 по 1910 - редактор ряда журналов, посвященных культуре: “Магазин” (“Das Magazin”), “Морген” (“Morgen”), “Дер нойе вег” (“Der neue Weg”), “Театр” (“Theater”). В 1910 основал журнал “Штурм”* (“Der Sturm”) и одноименное издательство. В работе ему помогала жена, художница Н.Урех-Вальден (их брак продолжался с 1912 по 1924). Благодаря В., его журналу и организуемым им выставкам обрели известность такие художники, как О.Кокошка*, П.Клее*, Ф.Марк*, А.Макке*, В.Кандинский*, Л.Файнингер*, М.Шагал* и др. Он во многом открыл также путь представителям футуризма, кубизма и других течений в изобразительном искусстве. С 1912 В. устраивал “Художественные выставки "Штурма"”; к 1921 в его художественном салоне прошло около ста выставок; в частности, он представил группу “Дер блауэ райтер”*. Организованный им “Первый немецкий осенний салон” (1913) дал возможность публике увидеть весьма представительную экспозицию, включавшую 366 работ художников-авангардистов разных стран.Как издатель В. решительно и последовательно поддерживал молодых экспрессионистов, чье поэтическое творчество и теоретические взгляды более всего соответствовали его собственным вкусам. Наибольшую роль в журнале в эти годы играл А.Штрамм*, чья эстетика была близка В.; придя в 1914 по его приглашению работать в “Штурм”, Штрамм создал нечто вроде школы абстрактной эмоциональной поэзии, которую В. охарактеризовал как новое “экспрессионистское искусство слова”.В. предоставил трибуну Г.Бенну*, Э.Блассу*, А.Дёблину*, А.Эренштейну*, Я. ван Ходдису*, О.Кокошке*, А.Лихтенштейну*, П.Цеху*, многим другим, позднее печатал К.Швиттерса, М.Брода*, И.Голля*, К.Хиллера*, Р.Леонгарда*, Л.Рубинера*. Наряду с немецкоязычными авторами журнал публиковал А.Стриндберга*, Ш.Бодлера, А.Рембо, Г.Аполлинера, Л.Арагона, А.Бретона, П.Клоделя, П.Элюара, писателей из балканских стран, а также итальянских футуристов. В. разделял многие идеи Ф.Т.Маринетти (“Штурм” напечатал первый “Манифест футуризма”, 1912); некоторое время он был представителем Маринетти в Германии. Позднее его привлекали дадаисты и сюрреалисты, которые также публиковались в его изданиях и выставлялись в его художественном салоне. В последние годы существования журнала его страницы были широко открыты для культуры и литературы СССР.Именно “Штурм” в 1911 ввел в широкий обиход термин “экспрессионизм”. С 1913 журнал уделял большое внимание разработке теории искусства, в основе которой лежали эстетические представления А.Штрамма и самого Вальдена, а также А.Хольца*, В.Кандинского*, Л.Шрайера. Элементы этой теории отражены в публикациях: “Знание об искусстве” (“Das Wissen um die Kunst”, 1913-1914), “Взгляд на искусство” (“Einblick in Kunst”, 1915-1916), “Экспрессионизм, переворот в искусстве” (“Expressionismus, die Kunstwende”, 1916), “Понятийное в поэзии” (“Das Begriffliche in der Kunst”, 1918-1919) и др. Для В. в понятие “экспрессионизм” входило и абстрактное, и любое эзотерическое творчество. Экспрессионизм для него - прежде всего, новая эпоха в искусстве и литературе, своего рода революция. Эстетическую теорию В. едва ли можно считать целостной и оригинальной, но он и его соратники с большой энергией обозначили и охарактеризовали некоторые особенности экспрессионизма, его поэтологические принципы, опираясь на представления о роли ритма А.Хольца, о суггестивном воздействии слова - С.Георге* и С.Малларме, на идею Бодлера об автономности и самоценности литературного образа.В 1919 В. основал в Берлине “Художественную сцену” (“Kunstbühne”), руководство которой до 1921 осуществлял по его поручению драматург, прозаик и поэт Л.Шрайер*. Многие в те годы воспринимали В. как “магнит, неудержимо притягивавший самых значительных художников периода переворота в искусстве первых десятилетий XX века” (Э.Йохан). На фоне издательской и организационной деятельности В. его собственные художественные произведения кажутся не столь значительными. Среди них выделяются: роман “Книга человеческой любви” (“Das Buch der Menschenliebe”, 1916), драмы “Женщина” (“Weib”, 1917), “Первая любовь” (“Erste Liebe”, 1918), “Грех” (“Sünde”, 1918), где главной является проблема отношения полов.В отличие от Ф.Пфемферта*, В. в своей редакторской и издательской деятельности, особенно на первых этапах, напрямую не вмешивался в политику, в том числе в годы I мировой войны, печатая лишь некрологи павшим на поле боя. В 1920-е он предпринял шаги, свидетельствовавшие о его увлечении социалистическими идеями, в частности, стал членом “Общества друзей Советской России”. В 1932 В. эмигрировал в СССР, преподавал в Институте иностранных языков в Москве, работал в журнале немецких эмигрантов “Ворт” (“Das Wort”, “Слово”). На страницах этого издания он принял участие в дискуссии об экспрессионизме (1937-1938), где, дав глубокую характеристику экспрессионизма как художественного феномена XX в., в полемике с Д.Лукачем* и А.Куреллой выступил против вульгаризации экспрессионизма и попыток поставить его в ряд явлений, имеющих общие корни с фашизмом, отстаивая их несовместимость и взаимное отторжение.В марте 1941 В. был арестован в Москве и умер в октябре того же года в саратовской тюрьме от инфаркта.Соч.: Richard Strauss. Leben und Schaffen. Essay. 1908; Gesammelte Schriften. Bd 1. Kunstkritiker und Kunstmaler. 1916; Die neue Malerei. Essay. 1916; Die Härte der Weltenliebe. Roman. 1918; Letzte Liebe. Drama. 1918; Menschen. Drama. 1918; Gesammelte Tonwerke. 1919; Krise. Drama. 1931; Vulgar-Expressionismus// Das Wort, 1938; Moskauer Schriften 1933-1941. 1976.Лит.: Schreyer L. Vom Leben des “Sturm”// Imprimatur, 3 (1961-1962); Waiden N. Herwarth Waiden. Ein Lebensbild. Berlin; Mainz, 1963; Schreyer L. Was ist “Sturm”? // Expressionismus. Aufzeichnungen und Erinnerungen der Zeitgenossen / Hg. P.Raabe. Ölten, Freiburg, 1965; LohtarE. Die Lyrik des Expressionismus // Expressionismus als Literatur/ Hg. W.Rothe. Bern; München, 1969; Johann E., Spangenberg B. Deutsche Literaturgeschichte. Die Zeit von 1860 zur Gegenwart. München, 1984.И. Млечина
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.