Вамош, Гейза


Вамош, Гейза
(VámoS, Geiza)
(22.12. 1901, Девабания, Венгрия - 18.03.1956, Myриаэ, Бразилия)
   словацкий писатель. Родился в семье служащего-железнодорожника. По окончании гимназии в Нитре изучал медицину в Карловом университете (Прага) и в Англии (1919-1925). С 1925 работал врачом в Братиславе, позже в Праге и Пештянах. В 1930 посетил Лондон, в 1933 - Советский Союз. Еще в годы учебы в Праге активно включился в литературную жизнь, был одним из основателей и редакторов литературного журнала “Свойеть” (“Svojef”, “Отчизна”, 1922), объединившего, в частности, молодых словацких литераторов социалистической ориентации; активно сотрудничал с другими журналами левой интеллигенции (“Младе Словенско”, “Mladé Slovensko”; “ДАВ”, “DAV”; “Словенске смеры”, “Slovenské smery” и др.). Первые рассказы В., составившие сборник “Глазок Эдиты” (“Editino oôko”, 1925), проникнуты пессимистическим мироощущением, скепсисом по отношению к природе человека, порочного и жестокого, эгоистичного и высокомерного. Балансируя между покорностью и мятежностью, герои В. видят просвет лишь в порывах любви и сочувствии людей друг к другу. Тяготение к поэтике экспрессионизма проявляется там, где изображение человеческих отношений строится по контрасту: любовная страсть и высокие этические принципы, хрупкие чувства и суровая действительность. Эти тенденции находят развитие в романе “Атомы бога” (“Atómy boha”, 1928), в котором человеческому бытию противостоит иррациональная стихия, хаотическое движение “атомов-бацилл”, своеволие некоего непознаваемого божества; любое соприкосновение с этой стихией грозит гибелью. Автор предрекает этому миру трагический конец. Сатирический гротеск и отрицание сменяются юмором в романе “Кавалерийская легенда” (“Jazdecká legenda”, 1932), повествующем о жизни армейских врачей; экспрессивный психологизм сочетается в нем с критикой в адрес военной бюрократии. Пессимизм в известной мере преодолевается в социальном романе “Сломанная ветвь” (“Odlomená haluz”, 1934). Изображая жизнь разных слоев населения во время I мировой войны, В. сосредоточивает внимание на кастовости, расовых предрассудках, узости религиозных догм. Его молодые герои из еврейской среды, стремящиеся найти свое место в обществе, испытывают противодействие как со стороны шовинистически настроенных верхов, так и со стороны единоверцев, обвиняющих их в отступничестве и оскорблении религии. Роман ставит вопрос о возможностях поступательного развития общества, но не содержит на него ответа, что дало критикам основание называть В. “бунтующим индивидуалистом”. Экспрессионистскую стилистику романа определяют широкое использование гротеска, контрастное соединение трагедийности и комизма, бытовые, натуралистические сцены сочетаются с сатирической гиперболичностью. В 1935 были опубликованы три одноактные пьесы В. - “Весенний сладкий лед” (“Jarny sladol'ad”), “Писарь нотариуса” (“Pisar notáriuSov”) и “Стерилизация” (“Sterilizacia”), прошедшие почти незамеченными. В. был известен также как литературный критик, очеркист. Весной 1939, опасаясь расовых преследований, эмигрировал в Китай, после II мировой войны переселился в Бразилию.
   Соч.\ Jazdecká legenda a iné prózy. Bratislava, 1957; Bditino oôko. Bratislava, 1968.
   Лит.: MrázA. Medzi prúdmi. D. 1. Bratislava, 1969; Okáli D. Buriö Gejza VámoS. Bratislava, 1971; Chorváth M. Cestami literatúry. Bratislava, 1979; Petrík V. Hodnoty a podnety. Bratislava, 1980; Tom-tik M. Epické súradnice. Bratislava, 1980; Bagin A. Gejza Vámo S// Dejiny slovenskej literatury. Bratislava, 1984; StevôekJ. Dejiny slovenského romanu. Bratislava, 1989.
   P. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.