Bah Гог, Винсент


Bah Гог, Винсент
(Gogh, Vincent van)
(30.03.1853, Грот-Зюндерт, Северный Брабант - 29.07.1890, Овер-сюр-Уаз, Франция)
   голландский живописец и график. Сын священника. В 1869-1876 служил в торговой фирме Гупиль в Гааге и в ее филиалах в Брюсселе, Лондоне и Париже. В 1878-1879 был проповедником в Боринаже (Бельгия). Учился живописи у А.Мауве в Гааге, в Академии художеств Антверпена (1885-1886) и в мастерской Ф.Кормона в Париже (1886). С 1886 жил и работал во Франции - в Париже, Арле и Сен-Реми.
   Роль В.Г. в формировании мировоззренческих и эстетических позиций европейского экспрессионизма очень значительна. Этот факт подтверждается прежде всего в Германии, где его многочисленные выставки получали громкий резонанс в 1903-1905, в том числе в Дрездене, в канун появления здесь первого объединения экспрессионистов “Брюкке”* летом 1905.
   Искусство В.Г., с середины 1880-х многим обязанное французскому импрессионизму, обнаружило самостоятельность еще в Голландии, особенно в зарисовках с натуры (“Женщины, собирающие уголь”, “Femmes de mineurs portant des sacs”, “Скорбь”, “Sorrow”, обе 1882). С первых же шагов в искусстве художник обозначил свою главную тему - фатальная предопределенность многострадального пути и трагического финала человека, а также заявил о своей способности максимально заострять и обобщать эту тему в глубинном философском контексте. “Я ощущаю в себе силу, которую должен развить [...], хотя я и не знаю, к какому финалу это меня приведет, и не удивлюсь, если он окажется трагическим” (Из письма брату, 1883).
   С переходом к масляной живописи возможности художника как интерпретатора действительности значительно расширялись. Дробный динамичный мазок, перенятый в Париже у импрессионистов, из технического приема он превратил в средство передачи экстатического пульса и ритма природы и самого человеческого бытия, а цвет - из иллюзионистского подспорья в имперсональную психологическую категорию живописи, соотносимую исключительно с духовной рефлексией художника. Весьма показательны в этом отношении отзывы В.Г. о колорите своих поздних картин - “Сеятель”, “Le semeur”, 1888 и “Ночное кафе”, “Le cafe de Nuit”, 1888: “...Кафе - это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление...”, - а также уверенность живописца в возможности передачи чувства влюбленных “таинственной вибрацией родственных тонов” или человеческой мысли - “сиянием светлого тона на темном”. “Это, конечно, не иллюзорный реализм, но разве это менее реально?” - вопрошал художник.
   Изучение художественного наследия В.Г. позволяет сделать вывод об этом мастере как о законченном экспрессионисте за четверть века до появления объединений живописцев “Брюкке” и “Синий всадник”*. Он, пожалуй, первым со времен Средневековья возвел в императив требование не фиксации, а переживания внешней реальности, точнее “самого темпа этого переживания” (Я.Тугендхольд). Он видел мир как реку жизни в ее вечном беге, причем сквозь призму более мощного темперамента, нежели А.Маньяско, У.Блейк или У.Тернер до него. Ему было по силам включать изображение тривиальной сцены или обыденного предмета в контекст универсума, выявляя тем самым мистическую сущность окружения человека и самих его будней (“Звездная ночь”, “La nuit étoilée”, 1889; “Оливы”, “Olive raie”, 1889; “Плачущий старик”, “Auseuil de l'éternité”, 1890). Явление В.Г., в этом смысле, может быть сопоставимо с поэзией У.Уитмена, но только как гораздо более мистическое и трагедийное видение панорамы человеческого бытия.
   “Я сумел разглядеть на горизонте возможности новой жизни, но она оказалась мне не по силам”, - писал В.Г. незадолго до смерти. В этом заявлении сказалось отчаяние художника, опередившего время и не нашедшего общественного признания. Лишь с начала 1900-х полотна В.Г. оказались в фокусе внимания молодых европейских художников (фовистов и экспрессионистов, в первую очередь), а с 1911 - его огромное эпистолярное наследие, в котором художник в блестящей литературной форме сумел философски обосновать новое понимание возможностей живописи, в частности категорий пространства и времени, света и цвета, синтеза содержания и формы.
   Крупнейшие европейские экспрессионисты первого поколения сегодня видятся младшими братьями В.Г., по-своему подхватившими его восприятие и характер интерпретации процессов современности. Кандинский*, Нольде*, Шмидт-Ротлуф*, Майднер* сумели продолжить и развить его художественные приемы уже с позиций нового творческого мышления. Наглядней всего эта преемственность сказалась в портретном жанре, особенно в автопортретах Кирхнера*, Кокошки*, Бекмана*, Шиле*, Майднера.
   Произв.: “Едоки картофеля”, “Les mangeurs de pommes de terre”, 1885; “Натюрморт с гипсовой статуэткой”, “Nature morte avec statuette en piatre”, 1887; “Подсолнухи”, “Turnesoles”, 1888; “Красные виноградники в Арле”, “La signe vigne rouge”, 1888; “Арльские дамы”, “Promenade a Arles” (“Souvenir du Jardinetten”), 1888; “Автопортрет с трубкой”, “L'homme a la pipe”, 1889; “Звездная ночь”, “La nuit étoilée”, 1889; “Прогулка заключенных”, “La ronde des prisonniers d'après (“Gustave Dore”), 1890; “Пейзаж в Овере после дождя”, “Paysage a Auvers”, 1890.
   Соч.: Ван Гог. Письма. Л.; М., 1966.
   Лит.: Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Т. 1. Л.; М., 1962; Дмитриева H.A. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1982; Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. М., 1987; Badt К. Die Farbenlehre vonGoghs. Köln, 1981.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Bah Гог, Винсент" в других словарях:

  • Gogh, Vincent van —    см. Bah Гог, Винсент …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.