Вахал, Йозеф


Вахал, Йозеф
(Váchal, Jozef)
(23.09. 1884, Милавеч, Австро-Венгрия - 10.05.1969, Студеняны, Чехословакия)
   чешский живописец, график, писатель. Из семьи учителя. Искусству живописи учился в частных школах Праги. Был членом символистской группы “Сурсум” (“Sursum”, “Воспрянем”, 1911), один из создателей художественного ревю “Вераикон” (“Veraíkon”, “Правдивое изображение”, 1912).
   В. не стремился к стилевому единству, в его творчестве совмещаются приемы и формы, заимствованные из разных поэтик. Он сочетает символическую образность с изящной сецессионной линией, технику импрессионизма с орфистски-музыкальным ритмом, воплощенным в извилинах и изломах абстрактных линий и многоцветности плоскостей, безыскусность примитивизма со стилизацией народного орнамента и т.д. С экспрессионизмом его роднят поиски устойчивых духовных констант. В процессе этих поисков он часто выходит за пределы эмпирической реальности, в мир иррациональный, мистический. Для В. характерны экспрессивная контрастность смысловых акцентов, ирония, мистификация, гротеск и даже карикатурность в передаче собственных состояний, во многом исповедальная, иронически-провокативная интерпретация религии и эротики. Его произведения полны страха, тоски, тревоги, он обращается к мотивам сна, подсознания, мистических видений, смерти. Таковы картины “Келья жизни и мистики” (“Kobka zivota a mystiky”, 1907-1908), “Страх” (“Úzkost”), гравюры “Прародители” (“Prarodice”, 1908), “Черная месса” (“Cerná mse”, 1909), “Магия” (“Magie”, 1909), “Клоака улицы” (“Kloaka uliсе”, 1911), резьба по дереву “Алтарь мистиков” (“Oltáf mystikû”, 1916). Один из излюбленных приемов В. - “раздвоение” и “удвоение” образа как воплощение мысли об относительности и вариативности человеческого познания, “аутентичности” не только яви, но и того бытия, куда человек попадает в состоянии гипноза или сомнамбулизма, опьянения или сумасшествия. В этом сказалось и влияние Э.Мунка*, немецких экспрессионистов, Достоевского (“Лунатик”, “Namësiônik”, 1909-1911; “Курильщик опиума”, “Kufák opia”, 1910; “Сон мертвого”, “Sen mrtvého”, 1918; “Францисканская легенда”, “Legenda frantiSkánská”, 1921 и др.). Представление о взаимопроницаемости живой и неживой материи особенно выразительно подано в гравюрах к книге “Угасание человека” (“Odchod ôlovëka”, 1914). В. нередко обращается к уже известным мотивам, по-своему используя и переосмысляя их, превращая в своеобразные образы-перевертыши (например, в цикле “Фронт”, “Fronta”, 1919, пародийный автопортрет явно соотносится с картиной Мунка “Крик”).
   Акцент на цветовых слагаемых, упрощение и деформация линий и форм ради большей выразительности в передаче человеческих эмоций, силы и динамики состояний приводят В. к прямому соединению цвета, способного внушить определенное образное представление, с накалом чувств (“Мир индивидуума”, “Svët jednotlevcûv”, 1916). Изобразительное начало в творчестве художника неотделимо от его спиритуалистской фантазии, поддерживаемой увлеченностью оккультизмом и теософской литературой. Со временем он переходит на позиции абстрактного, затем сюрреалистического творчества (“В память о Марии Вахаловой”, “In memoriam Marie Váchalové”, 1923). “Мой мир, - писал В., - это мир иллюзорной реальности, наполненный фантастическими образами, переплетенными с мифологической и библейской аллегорией”. В. принадлежит заслуга в совершенствовании техники цветной гравюры, искусства иллюстрации (рисунки к книгам “Астральные сказки”, “Astrální pohádky”, 1907; “Видение семи дней и планет”, “Vídení sedmera dnû a planet”, 1910; “Из ритуалов толедских еретиков”, “Z ritualû toledskych haeretikû”, 1911; “Сочельник в час ужаса”, “Vigilie о hodinë hrûzy”, 1910-1914). В собственноручно изготовленных книгах-исповедях “Символика, или Словарик красок и линий в мыслях спиритуалиста” (“Symbolica aneb Slovniôek barev a linií v myslenkách spritualisty”, 1919-1920) и “Кровавый роман” (“Krvavy román”, 1924) В. предстает не только в роли писателя и талантливого иллюстратора, но и высокого класса наборщика и переплетчика.
   Соч.: Váchal J. Vybor z díla 1906-1954. Praha, 1966; Кровавый роман. M., 2005.
   Лит.: Marten M. Primitiv// Moderní revuelo, 1910; PeSinaJ. Ceská moderní grafíka. Praha, 1940; Mrázová-Schustezová M. Josef Váchal a kniha. Praha, 1968; Baleka J. Pekelník Josef Váchal // Texty 2, 1970; Pomajzlová A. Rozdvojení a cesty mezi dvéma svéty: expresionismus Josefa Váchala // Expresionismus a6eské uméní. 1905-1917. Praha, 1994.
   Р. Филипчикова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Вахал, Йозеф" в других словарях:

  • Váchal, Jozef —    см. Вахал, Йозеф …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

Книги

  • Кровавый роман, Йозеф Вахал. Созданный прямо в типографском наборе без рукописи "Кровавый роман" - литературный памятник, которому нет аналогов. Его можно воспринимать как образчик автоматического письма, которое… Подробнее  Купить за 86 руб


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.