Активизм

Активизм
(нем. Aktivismus).
   Понятие имеет два значения. В самом широком смысле это определенное (“активистское”) направление, точнее, умонастроение внутри экспрессионизма; широко вошло в терминологический обиход, благодаря редакторам и авторам берлинского журнала “Акцион”* (“Действие”)* “Активисты” в широком смысле - политически решительно настроенные и нередко разделявшие революционные идеи “левых” критики, писатели и художники. Но в употреблении термина акцент должен быть сделан скорее не на внешних различиях, а на том, что в самом экспрессионизме был заложен А. как действенное начало; это была органическая часть движения, включавшая наиболее политизированных авторов, настроенных на обновление общества. А. проявлялся и в подходе к художественному творчеству, и в поведенческом плане как готовность к общественному действию, в частности, в неприятии “пассивизма”, созерцательности. В стихах Газенклевера* и Бехера* возникает образ поэта, готового к политическим решениям. Место одинокого поэта - “Нищего” (Зорге*) - занимает человек, жаждущий слиться с “массой”. Чисто этический смысл творчества становится у Толлера*, Бехера*, Рубинера*, Леонгарда и др. этико-политическим. Некоторые экспрессионисты участвовали в Ноябрьской революции 1918, прокламировали революционные изменения в своем творчестве (как Бехер и Толлер). Но А. выражался и в нравственном пафосе, в “порыве”*; более всего представление об А. ассоциировалось с мятежным, бунтарским духом тех участников движения, которые были отмечены политическим радикализмом. В художественных произведениях “активистский” пафос чаще выливался в маловыразительную риторику. После крушения революции большинство “активистов” разочаровалось в революционных идеях, в их творчестве былые устремления нередко становились предметом пародийного изображения. Некоторые “активисты” открыто присоединились к движению пролетарско-революционных писателей, вступили в коммунистическую партию. В годы нацизма многие из них эмигрировали, частью писатели погибли в лагерях (нацистских и советских), другие покончили с собой (См. также “Революция и экспрессионизм”),
   В более узком смысле А. - самоназвание венгерских экспрессионистов, аналог немецкого термина “экспрессионизм”, идеологом и теоретиком которого в венгерской среде был Л.Кашшак*. Будучи сам экспрессионистом в своем поэтическом творчестве, особенно в ранний период, организатором и издателем экспрессионистских журналов “Тетт”* (“A Tett”, “Действие”) и “Ma”* (“Ma”, “Сегодня”), он был центром и движущей силой всего “активистского” движения на венгерской почве.
   А. предстает как самостоятельное культурно-политическое движение, сложившееся в рамках немецкого экспрессионизма вследствие его политизации в период I мировой войны. В ряде работ (В.Х.Зокель, В.Паульсен и др.) термин А. в этом смысле включает и более раннюю фазу движения, относящуюся ко времени обозначившегося раскола в среде молодых экспрессионистов. Согласно концепции Ю.Хабередер, возникновение программы А., противопоставившего себя экспрессионизму, связано не с началом военных событий, а прежде всего с деятельностью “Нового клуба”*. В годы войны актуальность А. как самостоятельного политического течения заметно возросла благодаря тому, что его участники выдвинули требование проведения реформ в сфере общественной жизни и культуры для преодоления кризисной ситуации в немецком обществе.
   Антология “Кондор”* (“Kondor”, 1912), изданная основным идеологом “активизма” К.Хиллером*, и книга его статей “Мудрость скуки” (“Die Weisheit der Langeweile”, 1913) уже обнаруживают основные черты программы активистов. “Кондор” выстроен на теоретической базе этого движения, значительно отличающейся от раннего экспрессионизма. В “Мудрости скуки” Хиллер отрицает экспрессионистский идеал “нового человека”*, пропагандируя собственный тип “великого человека”. Используя философемы Ницше, Хиллер противопоставляет “массе” элиту “избранных” с выраженными чертами дионисийства. Синтез идей Просвещения и ницшеанства - утопическая основа А. Его организационное оформление произошло в 1918, когда К.Хиллер, Р.Кайзер*, Л.Рубинер* и А.Вольфенштейн* приняли решение о создании под таким названием нового союза. Констатируя независимость А., Хиллер определял экспрессионизм как некую “форму выражения”, а А. - как “мировоззрение”. Своим предшественником участники движения считали Г.Манна*, который в статье “Дух и действие” (“Geist und Tat”, 1910) переосмыслил феномен “духа”, вошедший в словарь экспрессионизма как одно из его основных понятий. “Дух” должен преодолеть свою пассивность и, вторгаясь в сферу политики, стать действенным фактором преобразования мира. “Одухотворение политики” и “политизация духа” - две формулы, используемые “активистами” как программные лозунги, разграничивающие политику “реальную” и “духовную”.
   В 1916 в Мюнхене вышел в свет первый выпуск ежегодника “Циль” (“Ziel”, “Цель”) с подзаголовком “Призыв к деятельному духу” (“Aufrufe zum tätigen Geist”). Журнал превратился в форум литераторов, порвавших с экспрессионизмом и готовых к политической активности. И первый, и второй выпуск “Деятельного духа (“Taetiger Geist”, 1918) были запрещены цензурой. Три следующих выпуска широкой известности в обществе не получили и особого успеха не имели. Деятельность “активистов” сыграла воспитательную роль в студенческом движении. Хиллер поощрял развитие университетских союзов, которые перенимали положения А., и привлекал участников и идеологов молодежного движения к сотрудничеству с журналом “Циль”. Наиболее яркими представителями студенческого А. были А.Курелла, Г.Вайнекен, Х.Блюер. В журнале “Циль” Г.Вайнекен напечатал статьи “Творческое воспитание” (“Schoepferische Erziehung”, 1916), “Замок молодежи” (“Jugendbürg”, 1918) и “Демократия и революция” (“Demokratie und Revolution”, 1919), где призывал к проведению реформ в сфере образования. Отношение к педагогической программе Г.Вайнекена было неоднозначным: если в статье “Активистское воспитание” (“Aktivistische Erziehung”, 1915) Хиллер подчеркивал готовность А. поддержать его идеи, то статья “Учение о воспитании Густава Вайнекена и активизм” (“Gustav Wynekens Erziehungslehre und Aktivismus”, 1919) ставила правильность его педагогических методов под сомнение.
   Летом 1917 Хиллер основал активистскую группу “Союз Цель” (“Bund zum Ziel”); на первом собрании были приняты программа и устав новой организации, опубликованные впоследствии в третьем выпуске “Циль”. Свою задачу активисты видели теперь в “скорейшем прекращении войны и уничтожении монархии Гогенцоллернов, в формировании республики мира, свободы, социальной справедливости и духа”. Однако программа базировалась не на анализе жизни современного немецкого общества, а на оторванных от действительности постулатах Просвещения и игнорировала причинную обусловленность истории. К моменту второго собрания “Союз Цель” был переименован в “Союз активистов” (“Aktivistenbund”), а затем на заседании в рейхстаге 10 ноября 1918 - в “Политический совет работников умственного труда” (“Politischer Rat geistiger Arbeiter”), что отражало тенденции того исторического периода (подобные группы возникли и в других городах). Активисты воспринимали “Совет” как орган радикально настроенной элиты и провозгласили его носителем культурной революции. “Совет” провел выборы кандидатов для делегации в рейхстаг (Х.Герлах, Г.Вайнекен и др.), так как, по мнению Хиллера, он должен был занимать весомое положение в политической системе страны. “Советы”, однако, оказались недееспособными из-за постоянного расхождения мнений, отсутствия политического опыта, ярко выраженного индивидуализма и отпугивающей публику радикальности. “Настоящий социализм”, доминирующий в программе, ограничился лишь постулатами. Активисты предприняли безуспешную попытку объединить все Советы работников умственного труда в единую общегерманскую организацию, с этой целью в 1919 в Берлине был созван “Общегерманский конгресс активистов” (“Gesamtdeutscher Aktivistenkongress”). Его проведению помешало подписание Версальского мира,- на заседание явилось не более 150 человек. “Общегерманский Конгресс” в очередной раз обнажил противоречивость и умозрительность политической программы активистов, которая основывалась исключительно на господстве “духовной элиты”, восходя к философии Ницше, и на особой вере в “слово” и “дух”, воспринятые как путь к “раю на земле” при отрицании каких-либо реальных политических действий. При этом “духовной элите” отводилась роль “посредника между логосом и толпой”. Активисты хотели видеть “духовную элиту” у власти и связывали с этим свое требование реформировать парламентарную систему в Германии. Парламент должен стать закрытым общественным форумом интеллектуальной аристократии, “претворением слова в действие”. Такая позиция делала влияние активистов на общество невозможным; политические круги не приняли движение всерьез.
   Лит.: Ich schneide die Zeit aus. Expressionismus und Politik in Franz Pfemferts “Aktion” 1911-1918/ Hg. P.Raabe. München, 1964; Pintus. Rede für die Zukunft// Der Aktivismus. 1915-1920/ Hg. W.Rothe. München, 1969; Kolinsky E. Engagierter Expressionismus. Stuttgart, 1970; Aktivismus. Die Konkretisierung des Protestes // Knapp G. Die Literatur des deutschen Expressionismus. München, 1979; Habereder J. Kurt Hiller und der literarische Aktivismus. Bern etc., 1981; Rubiner L. Künstler bauen Barrikaden. Texte und Manifeste 1908-1919 / Hg. W.Hang. Darmstadt, 1988.
   О. Россиянов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Активизм" в других словарях:

  • активизм — а, м. activisme m. 1916. Лексис.1. нов. Способность к активной общественной работе. Уш. 1934. Иногда мне кажется, что освобождение народов и сводится часто к освобождению активистов, их возможности творчества над собственным народом, и что… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Активизм — см. Aktion. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • АКТИВИЗМ — (от лат. activus активный) филос. концепция, считающая активность, деятельность, в частности духовную активность, сущностью реальности; представление о том, что сущность человека заключается не в созерцании, а в деятельном преобразовании внешнего …   Философская энциклопедия

  • Активизм — по кейнсианской доктрине программа активного управления экономикой со стороны правительства. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • АКТИВИЗМ — АКТИВИЗМ, активизма, мн. нет, муж. (неол.). 1. отвлеч. сущ. к активный; способность к активной общественной работе, проявление этой способности. 2. Поведение, деятельность активистов (во 2 знач.; полит.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Активизм — [activism] в западной экономической литературе так называется политика активного вмешательства государства в экономику (главным образом в денежно фискальной области). Теория и практика активизма восходят к идеям Дж.М.Кейнса. См.также Дирижизм,… …   Экономико-математический словарь

  • активизм — В западной экономической литературе так называется политика активного вмешательства государства в экономику (главным образом в денежно фискальной области). Теория и практика активизма восходят к идеям Дж. М. Кейнса. См.также Дирижизм,… …   Справочник технического переводчика

  • Активизм — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/5 сентября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн …   Википедия

  • Активизм — активное членство в политической партии, группе влияния или родственной политической организации... Исследования выявили общие для активистов тенденции: более высокий социальный статус, большая социальная уверенность и зачастую лучшая… …   Термины гендерных исследований

  • АКТИВИЗМ — программа активного правительственного вмешательства в экономику согласно кейнсианской доктрине …   Большой экономический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»