Верёвкина, Марианна Владимировна


Верёвкина, Марианна Владимировна
(29.08.1860, Тула - 06.02.1938, Аскона, Швейцария)
   русский живописец. Из дворянской семьи. В 1885-1893 училась в мастерской И.Е.Репина в Санкт-Петербурге, в 1896 вместе с другим учеником Репина, А.Явленским*, переехала в Мюнхен, где продолжила обучение в школе А.Ашбе (1896-1898). В 1903-1905 совершала поездки с Явленским во Францию (в том числе дважды в Париж), в Италию и на побережье Средиземного моря. В 1909-1912 - один из лидеров Нового художественного объединения в Мюнхене. С 1914 жила и работала в Швейцарии (Санта-Пре, Цюрих, с 1918 и до конца жизни - в Асконе, кантон Тессин). По инициативе В. в 1924 в Асконе возникло объединение живописцев “Большой медведь”.
   Роль В. в формировании эстетической платформы экспрессионизма весьма значительна, хотя историки искусств проявляют сдержанность в ее оценке. До 1908 В. и А.Явленский оставались лидерами в колонии русских художников в Мюнхене, поскольку В.Кандинский* в 1903-1907 много путешествовал или жил за пределами Баварии. Его прямые контакты с В. и Явленским в Мурнау в 1908-1909 были, без сомнения, взаимообогащающими. По свидетельству Г.Мюнтер*, именно в этот период наметился “радикальный поворот в искусстве Кандинского”. Г.Мюнтер упоминает также о настойчиво проводимой Явленским на этих встречах мысли о “синтезе” как первооснове метода живописца. Вполне возможно, что В. и Явленский могли в эти годы в чем-то опережать Кандинского или, по меньшей мере, стимулировать его поиски как единомышленники. Исходные творческие импульсы у всех троих, несомненно, были общие: французские импрессионисты, Гоген и Ван Гог*, Бернар, Мунк*, живописцы группы “Наби”, Матисс, Анкетен. О самостоятельности творческих позиций В. свидетельствует тот факт, что она, как и Явленский, отказалась стать членом “Дер блауэ райтер”* в декабре 1911 и участвовать в его выставках в Мюнхене, а также в Кёльне в 1911-1912. За этим не стояла, однако, творческая конфронтация: незадолго перед тем В. принципиально поддержала Кандинского, когда его беспредметная “Композиция V” подверглась критике в Новом художественном объединении, а в ноябре 1912 покинула это объединение после очередных нападок на Кандинского. В результате в Мюнхене возник еще один центр новой живописи - салон В. с интернациональным составом молодых художников. “Я никогда еще не встречал общества со столь заряженной интеллектуальной атмосферой, - писал известный музейный деятель Г.Паули. - Средоточием, почти физически ощущаемым генератором этой атмосферы была баронесса Веревкина... Она не только руководила беседой, она всецело господствовала над окружающими, высказываясь по всем вопросам искусства и литературы - как старого, так и нового времени - с необычным напором и экспрессией”. Эта характеристика во многом проясняет амбициозность позиций самой В.: “Я - носительница идеи, могущей потребовать от меня любой жертвы. Моя работа далеко продвинулась, но еще не закончена. Я продолжаю оставаться на своем посту” (1903).
   Современники единодушно отмечали особый интерес В. к самоценной символике каждого цвета и абсолютное неприятие ею свето-воздушных характеристик натуры (“Я всецело преемлю идею Ван Гога о том, что белый и черный воздействуют как два цвета, а не как свет, противостоящий тени [...] Для него черный и белый - ценности, равнозначные остальным сверкающим краскам его палитры”). Ф.Марк* приводит сходное замечание В. при обсуждении одного из полотен Хельмута Макке в 1910: “Почти все немцы совершают ошибку, когда свет принимают за цвет, в то время как цвет нечто совсем иное, и со светом, в особенности с освещением, ничего не имеет общего”. Будучи, как и Кандинский, убежденным сторонником этой идеи, В. в своих картинах тяготела к наиболее драматичному сопоставлению холодных и теплых тонов, предпочитая их диссонансное звучание закону гармонии (“Вассербург”, “Wasserburg”, 1907). Цветовая напряженность у В. нередко усиливалась вертикальным форматом полотна и предпочтением диагонали как доминанты композиции. Показательна в этом смысле “Литейня под открытым небом”, “Giesserei im Freien” (1910), линейно-пластическую и цветовую структуру которой Б.Фетке убедительно соотносит с характером одного из концертов А.Шенберга*. Одаренная пианистка и поклонница А.Скрябина, В., без сомнения, могла тяготеть к подобным ассоциациям. “Художественная мысль - это истолкование жизни посредством цвета, формы и музыки, - писала она в 1905.- Но истолкование будет только тогда иметь ценность, когда оно сугубо личностно”. Вместе с тем, в произведениях художницы в большей степени, чем в работах А.Явленского и живописцев “Дер блауэ райтер”, сохранялась связь с эстетикой символизма и с художественными приемами модерна (“Молитва”, “Das Gebet”, около 1910). Для В. как художника характерно отсутствие каких-либо признаков национальной специфики. Ее пейзажи, человеческие типы и городские панорамы обычно несоотносимы с какой-либо конкретной реальностью и больше напоминают эскизы фантастической сценографии или астральных сновидений (“Шторм”, “Tempête”, “Катание на коньках”, “Die Schlittschuhläufer”, 1911; “Эфирные сущности”, “Luftwesen”, 1906 и т.д.) И в этом сугубо экспрессионистском своеобразии В. остается несомненно оригинальной в общем ряду с А.Кубином, Дж.Энсором и Э.Мунком.
   Лучшим периодом в творчестве В. стали 1907-1911, когда появились ее наиболее драматические и напряженные по цвету картины: “Деревенская дорога” (“Landstrasse”, другое название: “Три литовские женщины” - “Drei litauische Frauen”, 1907); “Трагическое настроение” (“Tragische Stimmung”, 1909); “Красный город” (“Rote Stadt”, 1909); “Красное дерево” (“Der rote Baum”, 1910); “Воинство Христово” (“Corpus Christi”, 1911) и др.
   Произв.: “Автопортрет в матросской блузе” (“Selbstbildnis in Matrosenbluse”), 1893; “Осень” (“Herbst”) и “Школа” (“Schule”), 1907; “Дама” (“Madame”), ок. 1908; “Женщина у биллиардного стола” (“Frau am Billiardtisch”), 1908; “Близнецы” (“Zwillinge”), 1909; “Сахаров” (“Sacharoff”), 1909; “В кафе” (“Im Café”), 1909; “Летняя эстрада” (“Sommerbühne”), ок. 1910; “Город в Литве” (“Stadt in Litauen”), 1913-1914; “Тряпичник” (“Le Chiffonier”), 1917; “Путь в бессмертие” (“Via eterna”), ок. 1929.
   Лит.: Репин И.Е. Художественное наследство. М., 1948-1949. Т. 1-2; “Briefe an einen Unbekannten, 1901-1905,”. Köln: Hg. C.Weiler, 1960; Weiler C. Marianne Werefkin. Köln, 1960; Marianne Werefkin. Gemälde und Skizzen. Museum Wiesbaden, 1980; Fathke B. Marianne Werefkin. München, 2001.
   Ю. Маркин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Верёвкина, Марианна Владимировна" в других словарях:

  • Верёвкина, Марианна Владимировна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Верёвкин. Марианна Верёвкина …   Википедия

  • Верёвкина Марианна Владимировна — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Верёвкина Марианна — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Верёвкина, Марианна — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Верёвкина — Верёвкина, Марианна Владимировна Марианна Верёвкина Автопортрет, 1910. Имя при рождении: Марианна Владимировна Верёвкина …   Википедия

  • Марианна Владимировна Верёвкина — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Марианна Владимировна Веревкина — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Марианна Верёвкина — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Веревкина Марианна Владимировна — Автопортрет.1910 Марианна Владимировна Верёвкина (нем. Marianne von Werefkin; 29 августа (10 сентября) 1860, Тула  6 февраля 1938, Аскона, Швейцария)  русско швейцарская художница, представитель экспрессионистского течения в живописи. Жизнь и… …   Википедия

  • Верёвкин — Верёвкин  русская фамилия. Известные носители: Верёвкин, Александр  российский художник. Верёвкин, Александр Николаевич (генерал) (? 1854)  генерал майор, участник Кавказской войны. Верёвкин, Александр Николаевич (тайный советник)… …   Википедия

Книги

  • Марианна Верёвкина, Стефания Лукас. Марианна Владимировна Верёвкина – русская художница, представительница экспрессионистского течения в живописи. Всю свою жизнь Марианна оставалась на обочине собственной судьбы, посвятив себя… Подробнее  Купить за 96 руб электронная книга


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.