- Вильдганс, Антон
- (Wildgans, Anton, 17.04.1881, Вена, Австро-Венгрия - 3.05.1932, Мёдлинг близ Вены, Австрия)австрийский поэт и драматург. Сын чиновника. Окончил юридический факультет Венского университета, с 1908 доктор юриспруденции; в 1909-1911 работал следователем, затем - свободный писатель. С 1903 опубликовал 19 сборников стихотворений, постепенно преодолевая творческую зависимость от Г. фон Гофмансталя и Р.Рильке и эклектически соединяя натуралистическую и импрессионистскую образность с элементами экспрессионизма. В раннем поэтическом творчестве В. близость к экспрессионизму проявилась в антибуржуазной направленности и выборе тематики (эротические и социальные сюжеты), а также особенностях их разработки (пафос сострадания всем обездоленным, призывы к всечеловеческому братству, вера в новое будущее, в том числе и с помощью возрожденной религии), в попытках обновления ритмики, языка и характера образности (монтаж зрительно-живописных метафор, ритмическое подчеркивание апокалиптических предчувствий, “перетекание” натуралистических картин в символические). Более отчетливо связь с экспрессионизмом заметна в сборниках “Осеньвесна” (Herbstfrühling”, 1909), “Австрийские стихотворения” (“Österreichische Gedichte”, 1915), “Полдень” (“Mittag”, 1917), “Венские стихотворения” (“Wiener Gedichte”, 1926).Но некоторые драматические произведения В. четко вписываются в контекст экспрессионизма: “Бедность” (“Armut”, 1914); “Любовь” (“Liebe”, 1916). Сохраняя черты натурализма и символизма, В. создает австрийский вариант экспрессионистской драмы. Наибольший сценический успех выпал на долю трагедии “День гнева” (“Dies irae”, 1918, поставлена в Вене, 1919), представляющей некоторую сюжетную параллель к драме В.Газенклевера* “Сын” (“Der Sohn”, 1913). Автор воспроизводит историю восемнадцатилетнего Хуберта Фальмера, безвольной жертвы буржуазной семьи, где родители, отравленные взаимной ненавистью, ненавидят и своего нежеланного ребенка. Ни дружба, ни любовь не могут спасти надломленную душу героя, избирающего самоубийство как последний и единственный выход. У гроба Хуберта его друг Рабензер выступает как обвинитель буржуазного общества и его методов воспитания и пророчествует о грядущей расплате. В речевых характеристиках действующих лиц проступают специфически австрийские черты: сочетание сентиментального пафоса с агрессивным витализмом - резкая, эмоциональная речь Рабензера чередуется с расплывчато-лирическими интонациями Хуберта, переходящими в конце пьесы в крик отчаяния. В качестве основного конфликта в жизни буржуазной семьи (и общества в целом) выступает разрушительная сила сексуального притяжения и отталкивания, которой люди не в силах противостоять.В 1921-1922 и в 1930-1931 В. был директором венского Бургтеатра. Он написал также обширный стихотворный эпос “Кирбиш, или Жандарм, позор и счастье” (“Kirbisch oder der Gendarm, die Schande und das Glück”, 1927), где изображена жизнь австрийской деревни после I мировой войны. В традициях Й.П.Хебеля (эпос написан гекзаметрами), автор мягко иронизирует над “доброй, старой Австрией”, не предлагая, однако, взамен ничего, кроме ностальгической идиллии в память о ней. Атмосфере “старой Австрии” посвящена и его автобиография “Музыка детства” (“Musik der Kindheit”, 1928). В зрелом творчестве В. отстаивал самобытность австрийской культуры (“Речь об Австрии”, “Rede über Österreich”, 1930). В 1960 была учреждена литературная премия имени Антона В., присуждаемая ежегодно молодым австрийским писателям.Соч.: Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe/ Hg. L.Wildgans. Bde. 1-8. Wien; Salzburg, 1948-1958.Лит.: DorfllerA. Anton Wildgans und seine Bühnenwerke. Wien, 1922; Wildgans L. Der gemeinsame Weg. Mein Weg mit Anton Wildgans. Salzburg; Stuttgart, 1960; Studien zu Anton Wildgans anlässlich des 100. Jahrestages seiner Geburt. Wien, 1981; Gerstinger H. Der Dramatiker Anton Wildgans. Innsbruck, 1981; Hadriga F. Drama Burgtheaterdirektor. Wien, 1989; Pulvirenti G. Die “Verwirrungen” der Tradition. Zum Werk von Anton Wildgans // Expressionismus in Österreich / Hg. K.Amann und A.A.Wallas. Wien; Köln; Weimar, 1994.АТугнин
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.