- Вламинк, Морис де
- (Vlaminck, Maurice de)(04.04.1876, Париж - 11.11.1958, Рюй-ля-Гадельер)французский живописец, график, писатель. Родился в Париже в семье музыкантов. Отец - фламандец, мать - уроженка Лотарингии. Не имея художественного образования, В. в двадцать лет - в то время профессиональный велогонщик и скрипач в цыганских оркестрах - начал писать любительские картины. Проходя службу в армии (1898-1899), писал декорации для полкового праздника, сотрудничал в качестве иллюстратора в газетах “Фен-де-сьекль” (“Fin de siècle”, “Конец века”) и “Анарши” (“Anarchie”, “Анархия”). Как говорил друг В. Г.Аполлинер о его раннем творчестве, у него “поистине фламандское чувство радости. Его живопись - как праздник на фламандской ярмарке”. Встреча с А.Дереном в 1900 окончательно предопределила призвание В.: в его работах отныне доминирует не рациональное мастерство, а сила художественной интуиции и безудержная свобода колористического выражения. Они вместе сняли небольшую мастерскую в Шату, где работали над новым стилем в живописи, впоследствии названным “школа Шату”. Кумирами В. были в это время В.Ван Гог* и А.Матисс. Художественные поиски В. по духу близки сложившемуся в 1903-1908 фовизму (“Что такое фовизм? Это я. Это моя художественная манера того времени, способ выразить одновременно бунт и свободу творчества, отказ от школы, от групповщины: мои чистые, без смешений краски - синий, красный, желтый”). Тогда же В. опубликовал свои первые весьма фривольные романы с иллюстрациями Дерена (“С одного ложа на другое”, “D'un lit dans Pautre”, 1902; “Все во имя этого”, “Tout pour ça”, 1903).С 1904 В. принимал участие в выставках фовистов. В 1905 А.Матисс выставил его полотна в “Салоне Независимых” и в “Осеннем салоне”, где они имели большой успех. В 1907 меценат А.Воллар организовал его персональную выставку, а в 1913 в прессе появились первые хвалебные статьи о В. После второй персональной выставки В. (1919) вышла в свет монография, посвященная его творчеству (Ф.Карко, 1920; затем, еще при жизни В., последовали книги Л.Верта (1927), Ж.Дюамеля (1927), Андре Мантеня (1929), Клауса Периса (1941)). Относясь скептически к столичной суете, В. в 1919 купил дом в долине Уазы, где и провел с семьей всю остальную жизнь.Художественное творчество В. отличается единством: он работал в основном в жанре пейзажа, его преобладающим выразительным средством был контрастный колорит. Мистические метания выразились в драматичном столкновении красок - металлически холодного синего, терракоты, черного, жаркого красного, эффектах светотени. В начале творчества В. цветовые контрасты выражали радость и буйство бытия, но скоро возобладал глубокий трагизм. Постигая реальность через галлюцинацию, художник при этом не абстрагируется от “натуры”.При постоянном возвращении к уже наработанным приемам, творчество В., в зависимости от тех или иных живописных влияний, принято делить на несколько периодов.Первый, ученический период (1900-1903) отмечен влиянием Ван Гога. Второй (1903-1907) характеризуют как фовистский. К его завершению контрасты постепенно смягчаются, главным выразительным средством становятся контуры и формы предметов. Одна из поворотных картин, “Мост в Шату” (“Le pont de Chatou”, 1904), представляет собой реакцию на импрессионизм. Передний план картины - это фантастическое взвихрение желтых, фиолетовых, синих и красных пятен на фоне буйной зелени, домов с красными крышами и огромных белых облаков на голубом небе. В. иногда вообще откладывает кисть и применяет технику выдавливания красок из тюбика прямо на холст. К этому же периоду относится портрет “Танцовщица из "Мертвой крысы"” (“La danseuse du "Rat mort"”, 1906), где изображено остро выразительное лицо с деформированными чертами, сопоставимое по манере письма с портретами немецких экспрессионистов из объединения “Брюкке”*. Среди наиболее значительных пейзажей этого периода: “Красные деревья” (“Les arbres rouges”, 1906), “Берег Сены в Каррьер” (“Bord de Seine à Carrières”, 1906), “Буживаль” (“Bougival”, 1906), “Сена y Шату” (“La Seine à Chatou”, 1907). Бурный и анархический темперамент В. в этот период позволяет говорить о его противоречивых отношениях с фовистами: он оказывается еще более “диким”, чем сами “дикие” (Ж.-Э. Мюллер). Третий период (1907-1910) отмечен увлечением В. творчеством П.Сезанна (кубизм), а значит, тенденцией к геометризации форм и композиционной ясности (“Баржи у пристани”, “Les remorqueurs à quai”, 1908; “Гроза”, “L'Orage”, 1910). Четвертый период (1911-1927) считается самым самостоятельным; в эти годы сложился так называемый “вламинковский стиль”, при котором сквозь темный (и более гармоничный, нежели в фовистский период) колорит и свободную трактовку форм прорывается мощный темперамент художника, передающего природу в стремительном движении, словно она проносится за окном автомобиля. В этот период В. провозгласил лозунг “непосредственного искусства” (“Старый порт в Марселе”, “Le vieux pont à Marseille”, 1912-1913; “Дорожный переезд 14 июля”, “Passage à niveau le 14 juillet”, 1925; “Вокзал в Анвер-сюр-Уаз”, “La gare d'Anvers-sur-Oise”, 1926). В спокойных, на первый взгляд, пейзажах в воздухе, в свете и даже в самом цвете словно затаилась угроза: пшеничная желтизна напоминает не о золоте, а о сере и ее удушающем запахе; грязноватый и черноватый серый придает облакам болезненную тяжесть; свет таит в себе грядущую бурю и грозу; мрачно выглядят негостеприимные зимние пейзажи, с грязным снегом и коричневыми пятнами тоскующей земли. Такая манера письма позволяет интерпретировать творчество В. этого периода как экспрессионистское (так оно было определено в каталоге двадцать второй выставки берлинского “Сецессиона” (1911), где вместе с А.Марке, А.Дереном, и некоторыми другими бывшими “фовистами” В. выставил свои картины).В том, что обычно называют последним, пятым, периодом творчества В. (1927-1958), невозможно выделить отчетливую стилистическую доминанту. В эти годы он словно создает синтез всего наработанного до сих пор. В 1929 году В. увлекся творчеством А.Руссо и “примитивистов”, понимая Руссо как особого реалиста, что не мешало ему самому многократно возвращаться к романтической манере (“Ваза с цветами”, “Vase de fleurs”, 1930; “Стога сена”, “Chaumières”, 1933, и др.).В. - автор иронических мемуаров “Опасный поворот” (“Tournant dangereux”, 1929), “Вскрытый живот” (“Le ventre ouvert”, 1937), “Портреты перед кончиной” (“Portraits avant deces”, 1943); романа “Пейзажи и персонажи” (“Paysages et personnages”, 1953), в котором он предается настроениям разочарования; фантастического романа “Вскруженная голова” (“La tete tournée”, 1956). В 1955 В. становится членом Королевской Академии изобразительных искусств Бельгии. В 1956 состоялась его последняя прижизненная ретроспектива в Галери Шарпантье.Лит/. Sauvage M. Hors du commun. Maurice Vlaminck. Paris, 1986; Калитина H. Французская пейзажная живопись. 1870-1970. Л., 1972; Яворская H. Современная французская живопись. М., 1977.Е.Галъцова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.