Вламинк, Морис де


Вламинк, Морис де
(Vlaminck, Maurice de)
(04.04.1876, Париж - 11.11.1958, Рюй-ля-Гадельер)
   французский живописец, график, писатель. Родился в Париже в семье музыкантов. Отец - фламандец, мать - уроженка Лотарингии. Не имея художественного образования, В. в двадцать лет - в то время профессиональный велогонщик и скрипач в цыганских оркестрах - начал писать любительские картины. Проходя службу в армии (1898-1899), писал декорации для полкового праздника, сотрудничал в качестве иллюстратора в газетах “Фен-де-сьекль” (“Fin de siècle”, “Конец века”) и “Анарши” (“Anarchie”, “Анархия”). Как говорил друг В. Г.Аполлинер о его раннем творчестве, у него “поистине фламандское чувство радости. Его живопись - как праздник на фламандской ярмарке”. Встреча с А.Дереном в 1900 окончательно предопределила призвание В.: в его работах отныне доминирует не рациональное мастерство, а сила художественной интуиции и безудержная свобода колористического выражения. Они вместе сняли небольшую мастерскую в Шату, где работали над новым стилем в живописи, впоследствии названным “школа Шату”. Кумирами В. были в это время В.Ван Гог* и А.Матисс. Художественные поиски В. по духу близки сложившемуся в 1903-1908 фовизму (“Что такое фовизм? Это я. Это моя художественная манера того времени, способ выразить одновременно бунт и свободу творчества, отказ от школы, от групповщины: мои чистые, без смешений краски - синий, красный, желтый”). Тогда же В. опубликовал свои первые весьма фривольные романы с иллюстрациями Дерена (“С одного ложа на другое”, “D'un lit dans Pautre”, 1902; “Все во имя этого”, “Tout pour ça”, 1903).
   С 1904 В. принимал участие в выставках фовистов. В 1905 А.Матисс выставил его полотна в “Салоне Независимых” и в “Осеннем салоне”, где они имели большой успех. В 1907 меценат А.Воллар организовал его персональную выставку, а в 1913 в прессе появились первые хвалебные статьи о В. После второй персональной выставки В. (1919) вышла в свет монография, посвященная его творчеству (Ф.Карко, 1920; затем, еще при жизни В., последовали книги Л.Верта (1927), Ж.Дюамеля (1927), Андре Мантеня (1929), Клауса Периса (1941)). Относясь скептически к столичной суете, В. в 1919 купил дом в долине Уазы, где и провел с семьей всю остальную жизнь.
   Художественное творчество В. отличается единством: он работал в основном в жанре пейзажа, его преобладающим выразительным средством был контрастный колорит. Мистические метания выразились в драматичном столкновении красок - металлически холодного синего, терракоты, черного, жаркого красного, эффектах светотени. В начале творчества В. цветовые контрасты выражали радость и буйство бытия, но скоро возобладал глубокий трагизм. Постигая реальность через галлюцинацию, художник при этом не абстрагируется от “натуры”.
   При постоянном возвращении к уже наработанным приемам, творчество В., в зависимости от тех или иных живописных влияний, принято делить на несколько периодов.
   Первый, ученический период (1900-1903) отмечен влиянием Ван Гога. Второй (1903-1907) характеризуют как фовистский. К его завершению контрасты постепенно смягчаются, главным выразительным средством становятся контуры и формы предметов. Одна из поворотных картин, “Мост в Шату” (“Le pont de Chatou”, 1904), представляет собой реакцию на импрессионизм. Передний план картины - это фантастическое взвихрение желтых, фиолетовых, синих и красных пятен на фоне буйной зелени, домов с красными крышами и огромных белых облаков на голубом небе. В. иногда вообще откладывает кисть и применяет технику выдавливания красок из тюбика прямо на холст. К этому же периоду относится портрет “Танцовщица из "Мертвой крысы"” (“La danseuse du "Rat mort"”, 1906), где изображено остро выразительное лицо с деформированными чертами, сопоставимое по манере письма с портретами немецких экспрессионистов из объединения “Брюкке”*. Среди наиболее значительных пейзажей этого периода: “Красные деревья” (“Les arbres rouges”, 1906), “Берег Сены в Каррьер” (“Bord de Seine à Carrières”, 1906), “Буживаль” (“Bougival”, 1906), “Сена y Шату” (“La Seine à Chatou”, 1907). Бурный и анархический темперамент В. в этот период позволяет говорить о его противоречивых отношениях с фовистами: он оказывается еще более “диким”, чем сами “дикие” (Ж.-Э. Мюллер). Третий период (1907-1910) отмечен увлечением В. творчеством П.Сезанна (кубизм), а значит, тенденцией к геометризации форм и композиционной ясности (“Баржи у пристани”, “Les remorqueurs à quai”, 1908; “Гроза”, “L'Orage”, 1910). Четвертый период (1911-1927) считается самым самостоятельным; в эти годы сложился так называемый “вламинковский стиль”, при котором сквозь темный (и более гармоничный, нежели в фовистский период) колорит и свободную трактовку форм прорывается мощный темперамент художника, передающего природу в стремительном движении, словно она проносится за окном автомобиля. В этот период В. провозгласил лозунг “непосредственного искусства” (“Старый порт в Марселе”, “Le vieux pont à Marseille”, 1912-1913; “Дорожный переезд 14 июля”, “Passage à niveau le 14 juillet”, 1925; “Вокзал в Анвер-сюр-Уаз”, “La gare d'Anvers-sur-Oise”, 1926). В спокойных, на первый взгляд, пейзажах в воздухе, в свете и даже в самом цвете словно затаилась угроза: пшеничная желтизна напоминает не о золоте, а о сере и ее удушающем запахе; грязноватый и черноватый серый придает облакам болезненную тяжесть; свет таит в себе грядущую бурю и грозу; мрачно выглядят негостеприимные зимние пейзажи, с грязным снегом и коричневыми пятнами тоскующей земли. Такая манера письма позволяет интерпретировать творчество В. этого периода как экспрессионистское (так оно было определено в каталоге двадцать второй выставки берлинского “Сецессиона” (1911), где вместе с А.Марке, А.Дереном, и некоторыми другими бывшими “фовистами” В. выставил свои картины).
   В том, что обычно называют последним, пятым, периодом творчества В. (1927-1958), невозможно выделить отчетливую стилистическую доминанту. В эти годы он словно создает синтез всего наработанного до сих пор. В 1929 году В. увлекся творчеством А.Руссо и “примитивистов”, понимая Руссо как особого реалиста, что не мешало ему самому многократно возвращаться к романтической манере (“Ваза с цветами”, “Vase de fleurs”, 1930; “Стога сена”, “Chaumières”, 1933, и др.).
   В. - автор иронических мемуаров “Опасный поворот” (“Tournant dangereux”, 1929), “Вскрытый живот” (“Le ventre ouvert”, 1937), “Портреты перед кончиной” (“Portraits avant deces”, 1943); романа “Пейзажи и персонажи” (“Paysages et personnages”, 1953), в котором он предается настроениям разочарования; фантастического романа “Вскруженная голова” (“La tete tournée”, 1956). В 1955 В. становится членом Королевской Академии изобразительных искусств Бельгии. В 1956 состоялась его последняя прижизненная ретроспектива в Галери Шарпантье.
   Лит/. Sauvage M. Hors du commun. Maurice Vlaminck. Paris, 1986; Калитина H. Французская пейзажная живопись. 1870-1970. Л., 1972; Яворская H. Современная французская живопись. М., 1977.
   Е.Галъцова

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Смотреть что такое "Вламинк, Морис де" в других словарях:

  • Вламинк, Морис де — Морис де Вламинк Имя при рождении: Maurice de Vlaminck Дата рождения: 4 апреля 1876(1876 04 04) Место рождения: Париж …   Википедия

  • Вламинк Морис де —         (Vlaminck) (1876 1958), французский живописец. Представитель фовизма. Самоучка, испытал влияние В. ван Гога и П. Сезанна. Динамичные по композиции, напряжённо контрастные и кричаще яркие по цвету ранние пейзажи Вламинка ( Красные деревья …   Художественная энциклопедия

  • Вламинк Морис де — (Vlaminck) (1876 1958), французский живописец. Динамичные, напряжённо контрастные по цвету ранние пейзажи в духе фовизма («Красные деревья», 1906); поздние работы  драматически напряжённые, мрачные по колориту («Хижины», 1933). * * * ВЛАМИНК… …   Энциклопедический словарь

  • Вламинк Морис — Морис де Вламинк Имя при рождении: Maurice de Vlaminck Дата рождения: 4 апреля 1876 Место рождения: Париж Дата смерти: 11 октября 1958 Место смерти: Рюэй ла Гад …   Википедия

  • Вламинк, Морис — Морис де Вламинк Имя при рождении: Maurice de Vlaminck Дата рождения: 4 апреля 1876 Место рождения: Париж Дата смерти: 11 октября 1958 Место смерти: Рюэй ла Гад …   Википедия

  • Вламинк Морис де — Морис де Вламинк Имя при рождении: Maurice de Vlaminck Дата рождения: 4 апреля 1876 Место рождения: Париж Дата смерти: 11 октября 1958 Место смерти: Рюэй ла Гад …   Википедия

  • Вламинк Морис де — Вламинк (Vlaminck) Морис де (4.4. 1876, Париж, ‒ 11.10.1958, Рюэй ла Гадельер, Орлеане), французский живописец. Представитель фовизма. Самоучка, испытал влияние В. ван Гога и П. Сезанна. Динамичны по композиции ранние пейзажи В. («Красные… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЛАМИНК Морис де — (Vlaminck, Maurice de) (1876 1958), французский живописец постимпрессионист. Родился 4 апреля 1876 в Париже в семье фламандских эмигрантов. Специального образования не получил, начал заниматься живописью в 1893; очевидно, отчасти этому… …   Энциклопедия Кольера

  • Вламинк\ Морис\ де — (1876 1958), французский художник, представитель фовизма …   Биографический словарь Франции

  • Вламинк — фамилия. Известные носители: Вламинк, Виллем де голландский путешественник Вламинк, Морис де французский художник Список статей об од …   Википедия

Книги

  • Морис де Вламинк 1876-1958, Минаева Е.. Обобщая деятельность и наследие Мориса де Вламинка, ошибочно говорить, что он был только художником. А называя Вламинка художником, ошибочно характеризовать его лишь как представителя… Подробнее  Купить за 75 руб


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.