Воррингер, Вильгельм

Воррингер, Вильгельм
(Worringer, Wilhelm)
(13.01.1881, Аахен - 29.03.1965, Мюнхен)
   немецкий искусствовед. Изучал в университетах Берлина и Базеля историю архитектуры и живописи, занимался также проблемами психологии искусства. В 1907 защитил в Берне диссертацию “Абстракция и вчувствование, очерк психологии стиля” (“Abstraktion und Einfühlung, ein Beitrag zur Stilpsychologie”, опубликована в 1907 в Берне). Книга сразу же получила широкую известность, в том числе среди художников и писателей, которые увидели в ней обоснование правомерности смены художественных эпох и стилей, защиту и пропаганду новых тенденций в современном искусстве - в тот период, когда экспрессионизм, тогда еще не носивший этого названия, формировался как самостоятельное течение. Книга привлекала остротой и ясностью постановки важнейших проблем искусства, актуальностью аргументации. На протяжении всей истории культуры с древнейших времен В. различает “подлинное искусство” и “искусство подражания”: “Подлинное искусство всегда выражало глубокую внутреннюю потребность человеческой психики, но не чистый инстинкт подражания, не игровую радость воссоздания природного образца”. Самой глубокой психической потребностью человечества, находящей свое выражение в подлинном искусстве, В. считает воплощение “чувства мироздания” (“Weltgefühl”): “Под чувством мироздания я понимаю психическое состояние, в котором человечество пребывает по отношению к Космосу и явлениям внешнего мира”. Каждая эпоха выражает “чувство мироздания” своим собственным стилем. С этой точки зрения В. отрицает ценность любой нормативной эстетики: каждая культурная эпоха и каждый стиль самоценны и должны быть поняты изнутри, а не с помощью сопоставления их с нормами предшествовавших художественных эпох.
   Основное место в книге В. уделяет разграничению категорий “абстракции”* и “вчувствования”*, продолжая начатое Г.Вёльфлином и другими учеными изучение того, что позднее В.Жирмунский назвал “типологией художественных стилей”; но при этом он вступает в полемику как с позитивистской психологией (Г.Липпс), так и с натуралистскими и импрессионистскими эстетическими теориями. Рассматривая историю искусства сквозь призму человеческой психики, он выделяет два параллельных пути его развития: “вчувствование”, в основе которого лежит “сопереживание” (античное искусство, классицизм и другие стили, стремящиеся достичь гармонии человека и природы), и “абстракция”, представляющая собой высшую ступень оригинального художественного стиля, суть которого заключается в трансцендентном художественном мышлении (византийское искусство, декоративное искусство кельтов и древних германцев, готика). Противопоставление “вчувствования” и “абстракции” в трактовке В. весьма близко соприкасалось с противопоставлением “сознания” и “подсознания” З.Фрейда и с учением об “архетипах” в аналитической психологии К.Г.Юнга. По В., человеческая психика, изменяясь на протяжении тысячелетий, сохранила и некую “праоснову” (“праопыт”), позволяющий увидеть мир в его первоосновной “абстракции”, когда сущностные черты не искажаются случайными предметными воплощениями и не подменяются обманчивой видимостью. Наивное, но верное воплощение “абстракции” в искусстве В. видел в древнейших памятниках архитектуры. В процессе утраты коллективного самосознания и становления самосознания индивидуального, начиная с эпохи Возрождения, художники (и общество в целом) утратили способность абстрактного мировидения, вступили на путь “субъективно-произвольного” “вчувствования”. Для возвращения подлинности “чувства мироздания” необходимо, считает В., на новой ступени “подняться” к коллективному мироощущению, избавиться от индивидуально-произвольного “вчувствования”. “Только динамическая сила, заключенная в спаянной общим инстинктом недифференцированной массе, может создать высшие формы абстрактной красоты. Одинокий индивидуум слишком слаб для подобной абстракции”. Для высвобождения коллективного инстинкта необходимо полностью избавиться от “того рационального видения мира, которое образованной Европе кажется естественным зрением” и не подвергается сомнению, хотя и является ошибочным. Идеи В. нашли живой отклик у экспрессионистов, по-своему стремившихся к растворению индивидуума в массе, ставивших на первое место выражение, а не изображение. Книга “Абстракция и вчувствование” стала тогда “одним из самых авторитетных сочинений по теории искусства нашего столетия” (Р.Арнхейм).
   В 1909-1914 В. преподавал в Бернском университете, поддерживая контакты с “Новым мюнхенским объединением художников” и особенно с художниками группы “Дер блауэ райтер”*. Он публикует монографию “Проблемы формы в готическом искусстве” (“Formprobleme der Gotik”, 1911), участвует вместе с Кандинским*, Марком*, Макке* и др. в коллективном манифесте “В борьбе за искусство” (“Im Kampf um die Kunst”, München, 1911), где в статье “К истории развития новейшего искусства” (“Entwicklungsgeschichtliches zur modernsten Kunst”) впервые дает обоснование термина “экспрессионизм” (книга поступила в продажу в июле 1911). В 1919 в статье “Критические мысли о новом искусстве” (“Kritische Gedanken zur neuen Kunst”) он приходит к выводу о неизбежном угасании экспрессионизма в новых исторических условиях и необходимости поиска иных художественных ориентиров. Его исследовательские интересы простирались от древнерусского искусства (“У истоков станковой живописи”, “Anfange der Tafelmalerei”, 1924) до Древнего Египта (“Египетское искусство”, “Ägyptische Kunst”, 1927), античной Греции и западноевропейской готики (“Эллинизм и готика”, “Hellenismus und Gotik”, 1927). С позиций историка культуры он выступал против расизма, в монографии о Кэте Кольвиц* (“Käthe Kollwitz”, 1928) высоко оценил социальную функцию искусства. В. преподавал также в университетах Бонна и Кенигсберга (1928-1945); после II мировой войны - в Халле (1946-1950). Оценивая новую ситуацию в Германии, он приходил к выводу о непреодолимости барьера между “искусством для художников” (“Künstlerkunst”) и массовым искусством (“Проблематика современного искусства”, “Problematik der Gegenwartskunst”, 1948).
   Соч.: Abstraktion und Einfühlung. Leipzig; Weimar, 1981; Worringer W. Entwicklungsgeschichtliches zur modernen Kunst // Der blaue Reiter. Dokumente einer geistigen Bewegung. Leipzig, 1991; Современная книга по эстетике. M., 1957.
   Лит.: Walzel О. Scherer und Worringer// Walzel O. Gehalt und Gestalt im Kunstwerk des Dichters. Wildpark - Potsdam, 1929; Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М, 1994; Власов В. Воррингер // Власов В. Стили в искусстве. Т. 2. СПб., 1996.
   А. Гугнин

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Воррингер, Вильгельм" в других словарях:

  • ВОРРИНГЕР —         (Worringer) Вильгельм (1881 1965) нем. теоретик и историк искусства. Продолжил усилия Вёльфлина и Ригля по выявлению форм самоопределения худож. культуры, придав этим морфологич. поискам особо контрастное и экспрессивное выражение.… …   Энциклопедия культурологии

  • Университет Галле-Виттенберг — Университет Галле в 1836 году Университет имени Мартина Лютера Галле Виттенберг (нем. Martin Luther Universität Halle Wittenberg (MLU))  университет в Германии, возникший в 1 …   Википедия

  • Университет Галле — в 1836 году Университет имени Мартина Лютера Галле Виттенберг (нем. Martin Luther Universität Halle Wittenberg (MLU))  университет в Германии, возникший в 1817 году в результате слияния двух университетов. Старейший из них был основан в… …   Википедия

  • Университет Халле — Университет Галле в 1836 году Университет имени Мартина Лютера Галле Виттенберг (нем. Martin Luther Universität Halle Wittenberg (MLU))  университет в Германии, возникший в 1817 году в результате слияния двух университетов. Старейший из них был… …   Википедия

  • Worringer, Wilhelm —    см. Воррингер, Вильгельм …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • История трамвая (Дюссельдорф) — Трамваи 2501 и 2432 (тип GT6), Дюссельдорф История становления трамвайной сети в Дюссельдорфе, как столице земли Северный Рейн Вестфалия (Германия), начинается с …   Википедия

  • Методы домарксистского литературоведения — I. Метод и мировоззрение. II. Проблемы историографии домарксистского литературоведения. III. Краткий обзор основных течений домарксистского литературоведения. 1. Филологическое изучение памятников слова. 2. Эстетический догматизм (Буало, Готтшед …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»