- “Воццек”
- (“Wozzeck”)опера А.Берга* по драме Г.Бюхнера “Войцек”, в трех актах, пятнадцати сценах. Либретто автора. Центральное произведение музыкального экспрессионизма, квинтэссенция его эстетики и стиля, одна из вершин оперной драматургии XX в. Поставлена в Берлине (1925, дирижер Э.Кляйбер), Праге (1926, дирижер О.Острчил), Ленинграде (1927, ГАТОБ, дирижер В.Дранишников, режиссер С.Радлов, Воццек - М.Бочаров, Мари - В.Павловская). До 1936 прошла 166 раз в 29 странах мира (среди дирижеров - К.Бём, Л.Стоковский). Была запрещена в нацистской Германии.В основе сюжета - традиционный “любовный треугольник”; тем наглядней проступают экспрессионистские черты как диалог-противостояние с поэтикой романтизма. Герой - дегероизирован; это “маленький человек”, солдат, сумеречное сознание которого погружено в трясину безысходности. Реальная история, произошедшая во времена Бюхнера и своеобразно отразившаяся в судьбе самого Берга (рождение внебрачного ребенка, тяготы военного быта), мифологизирована. Произведение не заканчивается гибелью главных героев. В эпилоге композитор дает понять, что беспощадный, абсурдно-гротескный порядок вещей, запечатленный в драме, вечен: маленькому сыну Воццека и Мари предстоит пройти крестным путем своих родителей. По замыслу автора, опера завершается так, как будто все повторится вновь. Таково преломление коренного свойства экспрессионистского времени: становясь более сжатым, спрессованным, оно сконцентрировано на настоящем, отражая неблагополучное мироустройство, не подлежащее переменам. Жизнь здесь бесцельна, а за ее гранью - пустота, ничто.Структурирование идеального пространства оперы “В.” подчинено унаследованному от романтизма принципу “двоемирия” как конфликтного взаимодействия внешнего и внутреннего бытия, выражения раздвоенности человеческого сознания. Окружение Воццека представляют гротескные фигуры высших армейских чинов: Капитан, Доктор, тупой и самодовольный, - соперник Тамбурмажор, серая масса солдат и девок. Герой постоянно ощущает гнет и агрессивность этой чуждой, враждебной, бессмысленной силы. Он конструирует мир на основе субъективного, деформированного, искаженного отражения реальности. Образы “равнодушной” природы пугают его своими потаенными символами. Разрыв между Воццеком и уродливыми порождениями его больного воображения углубляется, становится непреодолимым, приводя к приступам помешательства, убийству возлюбленной и собственной гибели.Воплощая дисгармонию, разрушительный хаос, раскрывающий человеку свои бездны в мире за пределами добра и зла, экспрессионистское музыкальное искусство создает новую гармонию - не в содержательном, а в художественно-эстетическом смысле - как единение магии и математики, мастерства и вдохновения, рационального и интуитивного в творчестве. Опера “В.” написана в технике свободной атональности с вкраплениями тональных эпизодов и элементов двенадцатитоновости. При этом сюжет скреплен неразличимыми на слух инструментальными формами, которые способствуют соразмерности и логичности масштабной оперной конструкции: это сюита, пассакалия, рондо, соната, инвенция, фуга и др. Не нарушая сквозной линии повествования, инструментальные формы следуют имманентно музыкальным законам.“В.” определил одну из линий развития современной оперы, в особенности немецкой, - трагедийно-экспрессионистскую. Ее непосредственное влияние ощутимо в сцене “В лесу” из “Кровавой свадьбы” В.Фортнера (1957, по Ф.Гарсиа Лорке), в опере Б.Циммермана “Солдаты” (1960, по Я.Ленцу), в опере А.Шнитке “Джезуальдо” (1994) и др.Лит.: Берг А. О музыкальных формах в моей опере “Воццек” // Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы. М., 1975; Берг А. Проблема оперы // Музыка и время. М., 1970; Астафьев Б. Об опере. Избранные статьи. Л., 1985; Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976.Е. Тараканова
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.