Алогизм

Алогизм
   одна из важных эстетических составляющих и образно-выразительных особенностей, присущая ряду течений литературы и искусства, утвердившихся в первой половине XX в. Содержательная функция алогизма, которая закладывалась еще в футуризме, заключалась в неприятии и прямом ниспровержении внешне разумных, а на деле иллюзорных, ограниченно-буржуазных и самоудовлетворенно-обыденных представлений. Больше известны в силу их особой резкости выпады дадаистов и сюрреалистов против логики (например, манифесты и памфлеты Т.Тцара, А.Бретона в защиту освобожденного от рационального смысла “автоматического” письма). Тяготение к вызывающей алогичности достаточно очевидно проступает и в экспрессионистском искусстве. За ним стоял уже со всей ясностью высвеченный I мировой войной крах эволюционных надежд. Привычная упорядоченность рухнула, воцарилась, казалось бы, невозможная вывернутость всех человеческих отношений, которую с ожесточенным несогласием, с отчаянием или вызовом гипертрофировали в своих рисунках, гравюрах, стихах художники и поэты-экспрессионисты. У “Сидящей женщины” К.Шмидт-Ротлуфа* (“Hockende Frau”, 1913) глаз в пол-лица (другой скрыт распущенными волосами); правая нога коротка и в голени раздута наподобие пуфа; пальцы - как зубья гребенки, руки же тонки и плоски, словно фанерные. На “Снятии с креста” М.Бекмана* (1917) Иисус похож на негнущийся угловатый манекен. Женская фигура на гравюре Э.Л.Кирхнера* (воспроизведена в каталоге одной из выставок группы “Брюкке”*) представлена грубыми ломаными линиями, как на древних примитивных изображениях. Везде - видимая деформация, диспропорциональность жестов и поз: знаки окостенелости, внушающие ощущение всеобщей изуродованности и неестественности.
   Нечто подобное наблюдается также в экспрессионистской литературе. У немецкого поэта А.Штрамма* решительно нарушается привычная речевая связность. Из обычного грамматического “логотипа” - подлежащее-сказуемое-дополнение-обстоятельства - выхватываются лишь опорные звенья и конечная, бередящая душу ударная семантическая единица, которая побуждает сделать прямо противоположный, возмущенный вывод (“Мерцанье/слеза/ лед/забыть”, стихотворение “Солдатская могила”). Рассказ венгра Ш.Барты* “Комедия” (“Komedia”, 1917) заметафоризирован загадочными ситуациями, трансформацией действующих лиц, что, однако, только резче подчеркивает мысль о том, что жизнь издевается над человеком. К.Пинтус* говорил о молодом Й.Бехере*, что он, “раздирая синтаксис, размахивает его клочьями на бурном ветру, зовя Европу к братству” (“Новая Германия. Молодым поэтам”, “Das neue Deutschland. Zu jüngsten Dichtern”, 1918). Неформальная, глубинно позитивная логика проглядывала у экспрессионистов сквозь деформированную натуру, через ошарашивающую и будоражащую алогичность. Так, у венгерского поэта и художника Л.Кашшака* бессвязность всегда имела субъективно опосредованные объективные связи. Прямой смысл образов часто нарушен, конкретика двоится: “сломанные фонари в наших глазах”; “обезумевшие кулаки поют на осиротелых лбах” (сборник “Вместе с тумбой афишной”, “Hirdetö oszloppal”, 1918). Но иносказательная суть в общем-приподнятом - контексте легко угадывается: недоуменное отчаяние; затем пробуждающееся вопреки богооставленности самоосознание. Логическая подоплека видится даже в таком “сдвинутом” образе: человек “встает на цыпочки на собственном уме” (то есть пытливо заглядывает в будущее). “Вещные” пределы расширял динамичной недосказанностью также монтаж: “взрывается тормоз... Потом исходит металл... Сирена воет... Пляшут светы” (там же). Так создавалась некая затекстовая картина влекущего полета, душевного стремления. Обыденный порядок вещей служил трамплином для вдохновляющего порыва к более истинному порядку. Этот смысловой подтекст, хотя, быть может, не столь явный, свойствен многим поэтам-экспрессионистам. В их творчестве возникали то нейтрально-традиционные образы (“стена”, “ночь” и т.п. у Э.Толлера*, Й.Бехера или у С.Косовела* и др.), но в необычном, трагически напряженном освещении; то опрокидывающие гармонию причудливо индивидуальные (“зеленые ямы тленья” у Г.Тракля*) - или же, напротив, осветляюще гимнические (“крохотное Господнее пламечко песни”: воробышек Ф.Верфеля*).
   В музыке свои возможности контрастно обнажить двуединство внутреннего-внешнего, угрозы-протеста, гармонии-дисгармонии давали отступления от классического мелодизма (додекафоничность А.Шёнберга*, пентатоника Б.Бартока). Так, в “Концертах” Бартока мирные лирические переживания внезапно прерываются ураганными вихрями противоречивых чувств. В то же время в его музыке - или в музыке И.Стравинского - аритмичные обрядово-песенные лады воскрешали и некое древнее жизнеутверж-дение.
   Алогичность выступала в конечном счете как отрицанием, гак и “отрицанием отрицания”: в ней угадывался некий “паралогический” полюс бытия; позитивное кредо служения жизни. Скрытую внутреннюю логику искали в экспрессионизме Х.Бар*, К.Эд-шмид*, а К.Пинтусу*, П.Хатвани* виделась в алогизме преобразующая мир этическая сила. Своеобразное мироощущенческое двуединство, “алогичная логика” экспрессионизма указывают на то, что в нем не утрачивалась глубинная связь с классикой, с ее гуманистическими традициями.
   Лит.: T/aiа T. Sept manifestes dada. Paris, 1920; Nad eau M. Documents surréalistes. Paris, 1948; Hamann К., llermand J. Expressionismus. Berlin, 1975; Dereky P. Ungarische Avangarde-Dichtung in Wien 1920-1926. Wien; Köln; Weimar, 1991; A futurizmus. Budapest, 1962; Koczogh A. Az expres-szionizmus. Budapest, 1967; Századvég és avangarde. Budapest, 1972; A szürrcalizmus. Budapest, 1979; Александров А. Эврика обэриутов// Ванна Архимеда. Л., 1991.
   О.Россияиов

Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. . 2008.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Алогизм" в других словарях:

  • АЛОГИЗМ — (греч.). В философии так называется отступление от законов и требований логики. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛОГИЗМ [< гр. a не, без + logismos рассуждение] явление нарушения логической связи,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Алогизм — как литературный прием введение в литературную речь всякого рода логически бессмысленных моментов, нелепости в литературной речи, разрушение логических и причинных связей, движение речи по случайным ассоциациям. Из важнейших видов А. отметим:… …   Литературная энциклопедия

  • АЛОГИЗМ — (греч. а отрицательная приставка, logos понятие, разум) ход рассуждения, нарушающий законы логики или правила проведения логических операций. А. всегда содержит в себе логическую ошибку. Ошибка в умозаключении, допущенная преднамеренно, с целью… …   Философская энциклопедия

  • алогизм — см. нелогичность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. алогизм сущ., кол во синонимов: 8 • …   Словарь синонимов

  • АЛОГИЗМ — (от a отрицательная приставка и греч. logismos разум) 1) отрицание логического мышления как средства достижения истины; ррационализм, мистицизм, фидеизм противопоставляют логике интуицию, веру или откровение.2) В стилистике намеренное нарушение в …   Большой Энциклопедический словарь

  • АЛОГИЗМ — АЛОГИЗМ, аллогизма, муж. (от греч. а без и logismos рассуждение) (книжн.). Нечто несовместимое с логическим мышлением, противоречащее логике. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • алогизм — а, м. alogisme m. <гр. 1. Нелогичность, несовместимость с требованиями логики. Крысин 1998. В письме Пушкина вновь оживает веселая словесная игра, насыщенная арзамасскими намеками и алогизмами. РР 1974 5 41. 2. филос.Отрицание логики как… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Алогизм — (алогичность; от др. греч. а отрицательная частица и др. греч. logísmós разум, рассудок) нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя… …   Википедия

  • алогизм — а; м. [греч. an не , без и logismos рассуждение]. 1. Отсутствие логики в чём л.; что л. нелогичное, парадоксальное. А. поступка. А. художественной формы. 2. Лит. Стилистический приём, при котором намеренно нарушаются логические связи с целью… …   Энциклопедический словарь

  • алогизм — (а + греч. logismos разум, суждение) в психиатрии нарушение мышления, при котором суждения не следуют законам логики …   Большой медицинский словарь

  • алогизм — (от греч. а не, logos разум) ход мысли, нарушающий какие то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку. Если ошибка допущена непреднамеренно, то перед нами паралогизм; если же ошибка допущена с определенной целью …   Словарь терминов логики


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»