- Вчувствование
- (Einfühlung)понятие, заимствованное экспрессионизмом из психологии искусства, обозначающее процесс эстетического сопереживания и художественного познания на основе “внесения” мыслей и чувств человека в предметы и явления объективного мира. Впервые этот термин употребил Р.Фишер в работе “Оптическое чувство формы” (“Das optische Formgefúhl”, 1873), позже им воспользовались Ф.Т.Фишер, Т.Липпс, В.Воррингер*. У Липпса вчувствование становится основным принципом психологической эстетики (“Форма объекта всегда есть результат, который формирую я”). По В.Воррингеру, подобное (позитивное) вчувствование не охватывает многих областей истории искусства, оно применимо лишь по отношению к прекрасному, имеющему органическую основу. Красота же неорганического свойства постигается только стремлением и способностью человека к абстракции*. Не отрицая значения вчувствования, Воррингер, таким образом, отдавал предпочтение абстракции, полагая, что именно этому способу художественного познания принадлежит будущее. Экспрессионисты, как известно, тоже тяготели к абстрактности. Однако интуитивное восприятие заключенного в произведении душевного состояния на сугубо эмоциональной основе, через настроение, аффект (экстаз) и перенесение вызываемых определенным предметом субъективных ощущений на этот самый предмет (“веселая книга”, “печальный закат”) типологически близко “религии чувства” экспрессионистов, эстетика которых тоже зиждется на субъективно-чувственном восприятии мира и выстраивании аналогий между собственным расположением духа и содержанием художественного произведения (или - шире - творения в целом). Ставшее проблематичным “я” соотносится в эстетической системе экспрессионизма с крахом рационального начала, интеллектуализма; тех, кто предает “истинное небо”, порожденное экстатическим напряжением души и духа, и делает ставку на разум, должно считать врагами (“Враг”, “Der Feind” Я. ван Ходдиса).Лит.: Lipps Т. Zur Einfühlung. Leipzig, 1913; Lange К.-Р. Zum Begriff der Einfühlung// Beiträge zur Theorie der Künste im 19. Jahrhundert. I. Frankfurt а. M., 1971; Воррингер В. Абстракция и вчувствование// Современная книга по эстетике. М., 1957; Выготский Л. Психология искусства. М., 1968.В.Седельник
Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН.. Гл. ред. П.М.Топер.. 2008.